Различие

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЖ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ
РАЯ

Различие (differentia, διαηορά) — результат умственного процесса, в котором сопоставляются два или большее количество объектов мысли, причем каждый из этих объектов принимается за самостоятельное целое, отличное от всякого другого или только числом, или же и качественно. Процесс различения противоположен процессу сравнения, когда ищут в объектах сходных черт. Полного тождества двух объектов в природе быть не может; оно существует лишь в понятиях. Два предмета, как бы сходны они ни были, все же различны численно, т. е. занимают различное место в пространстве и воспринимаются в различное время. Однако когда говорят о Различие предметов, то не имеют в виду этого количественного Различие, а лишь Различие их свойств, на основании коих ум делит предметы на различные классы, роды, виды и т. д. Это деление основано столько же на сходстве свойстве предметов, благодаря чему их относят к одной группе, сколько и на Различие их, благодаря чему устанавливаются самые группы. Как отрицание немыслимо без утверждения, так и различение немыслимо без предварительного сопоставления двух объектов и сравнения сходных черт их. Если бы мир состоял из предметов ничего общего между собой не имеющих, т. е. если бы каждый предмет отличался индивидуальными особенностями, как это мы видим в мире духовном, то это не помешало бы уму сопоставлять их и сравнивать. Пространство и время — начала разделения (principum individuationis); но вместе с тем, будучи общей формой всех познаваемых объектов, они дают основание и для сравнения их. Таким образом различение и сравнение суть две стороны одного и того же умственного процесса, стремящегося к познанию вещей.

Э. Различие

Смотрии так же...