Развод, расторжение брачной связи

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЖ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ
РАЯ

Развод, расторжение брачной связи — расторжение брачной связи (vinculum matrimonii, Eheband) при жизни супругов по просьбе одного из них или обоих; от разлучения (см.) Развод отличается тем, что при нем не только прекращается супружеское общение, но и расторгается брачная связь. История Развод у народов европейской культуры складывается под влиянием народных традиций, римского законодательства, церковных учений и освободительных стремлений XVIII и XIX вв. Варварские народы, подпавшие влиянию римской цивилизации и христианства, не видели препятствия к Развод по обоюдному усмотрению обоих супругов, а Развод по одностороннему желанию мужа встречал преграду только в имущественных соображениях (потеря цены, уплаченной за невесту; возвращение приданого) и в страхе мщения со стороны родичей жены. В древности, при порабощении женщины и фактическом существовании полигамии, у жены не могло быть самостоятельного права на Развод В Риме Развод сперва составлял прерогативу мужа, но также и право отца жены при браке sine manu. К концу республики в связи с эмансипацией женщины Развод сделался правом каждого из супругов. Смена мужей и жен в римском обществе начала империи вошли в поговорку. Юристы считали стеснение свободы Развод таким же насилием, как и принуждение ко вступлению в брак. Реакционное законодательство начала империи не препятствовало свободе Развод по взаимному согласию, ограничиваясь созданием форм, гарантировавших достоверность события, и введением имущественных невыгод для виновного супруга при Развод по одностороннему требованию; отсюда явилась необходимость регулировать поводы Развод, при которых ответчик освобождался от штрафов (бесплодие, сумасшествие, ссылка). Христианство сначала было бессильно уничтожить свободу Развод и влияло только на регламентацию поводов для односторонного требования Развод Только при Юстиниане последовало запрещение Развод по взаимному согласию; но до IX в. в византийском законодательстве встречаются отступления от этого запрещения. Юстинианово законодательство признало поводами к Развод государственную измену, посягательство на жизнь супруга, прелюбодеяние, неспособность к супруж. сожитию, заразительную болезнь, сумасшествие, бездетное отсутствие и пострижение. Западная церковь пришла к заключению, что Христос провозгласил брачный союз нерасторжимым и даже прелюбодеяние может оправдывать только разлучение от стола и ложа. Сообразно с этим католическое духовенство постепенно достигло полного уничтожения Развод и тем несомненно содействовало поднятию уважения к женщине в средние века; но оно осталось решительным противником Развод и в настоящее время, причем, кроме религиозного мотива, ссылается, говоря словами папской энциклики от 10 февраля 1880 г., на то, что "Развод расшатывает взаимные обязательства супругов, ослабляет любовь, поощряет неверность, подвергает риску защиту и воспитание детей, разрушает семейные связи, сеет раздор между семьями, принижает женщину и умаляет ее достоинство, ибо, послужив прихоти мужчины, она легко может быть брошена". Напротив, восточная церковь, находившаяся в бодлее тесном единении с светской властью, не выдвинула принципиального возражения против Развод, ссылаясь на Ев. от Матф. XIX, 11 — "не все вмещают слово, но кому дано": нерасторжимость брака есть идеал, но человеческая немощь требует уступок. Все юстиниановские поводы к Развод перешли в каноническое право восточной церкви. Протестантизм, устранив из своей догмы учение о браке, как об одном из таинств, восстановил Развод Прелюбодеяние, с точки зрения протестантов, только потому указано в Евангелии как повод к Развод, что лишь о нем и шла речь в беседе Христа с фарисеями, возможны, следов., и другие поводы, напр. злонамеренное оставление. Светское законодательство в некоторых протестантских странах увеличило число поводов к Развод и даже вернулось местами к принципу свободы Развод по взаимному согласию. Секуляризация брака (см. Гражданский брак) сделала Развод доступным и для католиков, но влияние клерикальной партии и страх перед крайними элементами отражаются в законодательствах строгим регулированием поводов к Развод и устранением Развод по взаимному согласию. В программах крайних левых партий и феминистов брак рассматривается как нравственный союз, который должен поддерживаться только нравственными средствами; отсюда требование безграничной свободы Развод как одной из гарантий женской независимости. Это воззрение не встречает, однако, отголоска ни в одном из западных законодательств, которые, напротив, всюду стоят на той точке зрения, что брак есть юридическое установление, которое не должно зависеть от произвола супругов. Непосредственное влияние светской юриспруденции сделало возможным приближение норм Развод к потребностям современной жизни. В ряду поводов к Развод физиологический элемент в браке не играет теперь господствующей роли; расширяется понятие нравственного поражения супружеской связи; получает значение экономический элемент (пьянство); наконец, Развод по взаимному согласию вследствие его технических преимуществ находит сторонников в ряду самых убежденных друзей существующего гражданского порядка. Против Развод по взаимному согласию обыкновенно приводят, что это согласие низводит брак на степень простого договора личного найма на срок и, облегчая до крайности Развод, подкапывается под важнейшие устои общественного строя. Однако статистика показывает, что в странах, идущих впереди других по числу Развод, — в Швейцарии и Соед. Шт. Сев. Америки — Развод по взаимному согласию не существует; наоборот, Норвегия является страной с небольшим количеством Развод, хотя там Развод по взаимному согласию допускается. Количество Развод, как это доказано статистическими работами Бертильона и Каролль-Райта, вообще меньше зависит от законодательных норм, чем от множества других причин. В частности, в Соедин. Штатах и Швейцарии Развод легки вследствие свободы усмотрения суда при оценке нравственного разлада между супругами. Напротив, при Развод по взаимному согласию супругам легче соблюсти приличие перед светом, сохранить свое достоинство перед детьми и не разглашать тайн, оскорбляющих и то, и другое. Формализм процесса может приводить к тому, что Развод на самом деле только и бывает, что по взаимному согласию; последнее, наоборот, может быть так обставлено, что исключается всякая мысль о произволе. В ряду поводов для одностороннего требования Развод спорным является сумасшествие, возникшее уже при существовании брака. С идеальной точки зрения сумасшествие есть несчастие, которое здоровый супруг должен разделять, как и вообще горе и радости супружества; но соображения об экономическом благосостоянии здорового супруга, лишенного правильного хозяйства, о нравственной опасности от незаконных связей, о детях, не получающих правильного воспитания и надзора, берут иногда верх. Правильная оценка Развод как социльного явления становится возможной благодаря статистическим исследованиям. Ими доказывается, напр., что жены чаще ищут Развод, чем мужья; так, в Соедин. Штатах Северной Америки за время с 1867 по 1886 г. искало Развод 112540 мужей в 216176 жен. В ряду поводов к Развод первое место занимают злонамеренное оставление и жестокое обращениe или оскорбление; только затем уже следует прелюбодеяние. В Соединенных Штатах за 1867—1886 гг. получили Развод:

по жалобе на прелюбодеяние

38184 мужа

29502 жены

жестокое обращение

6122 мужа

45473 жены

оставление

51485 мужей

75191 жена

пьянство

1434 мужа

12432 жены

нерадение о семье

7955 жен

Статистика показывает, наконец, что Развод чаще в городах, чем в селах, и что число их вообще всюду растет; влияние экономического фактора является первостепенным. Статистические данные сводятся или так, что сравнивают количество Развод с количеством существующих супружеств (наприм., в Швейцарии в 1896 г. на 1000 супружеств 2,13 Развод), или же так, что определяют пропорцию Развод к количеству браков данного периода; последнего порядка держится Каролль-Райт, из труда которого взяты цифры, приведенные ниже.

Во Франции Развод введен законом 20 сент. 1792 г. под влиянием жирондистов "во имя индивидуальной свободы, несовместимой с нерасторжимостью супружества" и как последствие приравнения брака к обыкновенным гражданским договорам. Закон различил Развод по определенным поводам (между прочим эмиграция, 5-летнее безвестное отсутствие, сумасшествие), Развод по взаимному согласию (требовалось представление удостоверения семейного совета о безуспешности примирения) и Развод по требованию одного из супругов вследствие несходства характеров (с более продолжительной процедурой примирения). Разлучение (см.) от стола и ложа было отменено. Количество Развод в революционную эпоху, особенно о городах, было колоссально; напр., в VI году в Париже было больше Развод, чем браков; потом число Развод стало понижаться, но все же в Х году на 3000 браков было 900 Развод Гражданский кодекс Наполеона (1803) представлял собой реакцию против этого явления; уничтожен был Развод по несходству характеров, но остался Развод по взаимному согласию; определенные поводы сведены к трем: прелюбодеяние, причем муж отвечал только при его квалификации (любовница в общей квартире супругов), жестокое обращение или тяжкое оскорбление (судебная практика со временем подвела сюда случаи простого прелюбодеяния мужа), присуждение к позорящему наказанию. В угоду католицизму восстановлено было разлучение. Если в период с 179 по 1803 г. противники Развод доказывали количеством случаев опасность самого института для гражданского строя, то теперь этот аргумент пал: за десятилетие с 1806 по 1815 г. один Развод или разлучение приходились на 1270 браков во всей Франции и на 75 в Париже. Однако в 1816 г. Развод был уничтожен вследствие признания католицизма господствующею религией, и осталось одно разлучение В начале 30-х гг. делались попытки восстановить Развод, но проекты, принятые палатой депутатов, всякий раз отвергались пэрами. С 1876 г. началась деятельная агитация (Наке) за восстановление Развод по закону 1793 г.; принятый после продолжительной парламентской борьбы закон 27 июля 1884 г. восстановил правила гражданского кодекса, но без Развод по взаимному согласию; допущены только прежние три повода (квалификация прелюбодеяния мужа не принята). Иск о Развод должен быть предъявлен лично; в случае болезни истца суд сам является к нему, чтобы принять прошение. При Развод вследствие жестокого обращения или тяжкого оскорбления суд может позволить жене временно оставить дом мужа и затем постановить решение о Развод, если в течение года не последует примирения. Решение о Развод теряет силу, если оно в течение двух мсяцев не предъявлено чиновнику гражданского состояния для регистрации. Последствия Развод: жена не может вступить в новый брак ранее 10 месяцев: брак с соучастником прелюбодеяния не допускается; виновная сторона теряет все имущественные выгоды, установленные брачным договором или позже; напротив, правый супруг сохраняет право на все представленные ему выгоды; суд может назначить правому супругу, буде и доколе он нуждается, пенсию не свыше 1/3 доходов виновного; дети отдаются правому супругу, но суд в интересах детей может распорядиться иначе, хотя во всяком случае права родительского надзора и воспитания не утрачиваются и обязанность давать содержание не прекращается. Наряду с Развод по закону 1884 г. сохранено и разлучение. В 1886 г. во Франции 1 P. приходился на 4 6 браков. В Бельгии нормы Наполеонова кодекса действуют непрерывно. Кроме вышеупомянутых трех поводов (с квалифицированным прелюбодеянием мужа), допускается Развод по взаимному согласию, если муж не моложе 25 лет, жена — 21 года, брак длится по крайней мере 2 года, но не более 20 лет, и жена не старше 45 лет; родственники должны удостоверить, что примирение невозможно. Параллельно с Развод существует и разлучение. В период с 1867 по 1886 г. на 183 брака приходилось одно расторжение (т. е. Развод или разлучение); число разлучений мало колеблется (66 в 1867 г., 68 в 1886 г.), число Развод растет (в те же года — 64 и 28). В Голландии по гражданскому уложению 1838 г. Развод по взаимному согласию допускается только после разлучения, длившегося пять лет. Поводы к Развод — прелюбодеяние (одинаково для обоих полов), злонамеренное оставление, жестокое обращение, тюремное заключение не менее чем на 4 года. Как и в Бельгии, суд обеспечивает на время процесса алименты жены и определяет, где находиться детям. Развод сопровождается разделом имущества, но без имущественных невыгод для виновного. Во всей стране было в 1867 г. 133 расторжения (в том числе 20 разлучений), в 1886 г. — 418 (l03 разлучения): одно расторжение приходилось в 1667 г. на 225 браков, в 1886 г. — на 72 брака. В Германии судебная практика общегерманского права увеличила число поводов для Развод, признанных протестантским каноническим правом (прелюбодеяние и злонамеренное оставление), случаями тяжкого нравственного оскорбления, жестокого обращения, отказа от несения супружеских обязанностей. Особенно легко допускался Развод по прусскому уложению 1794 г., видевшему в браке преимущественно учреждение для деторождения; поводами к Развод признавались неизлечимая физическая болезнь, приобретенная во время брака, сумасшествие, перемена религии; кроме того, допускался Развод по взаимному согласию (при отсутствии детей) и даже P по одностороннему отвращению. Саксонское уложение 1863 г. ближе к протестантскому каноническому праву, но и оно знает такие поводы, как перемена религии, сумасшествие и болезнь жены, препятствующая супружеской жизни. Общегерманское гражданское уложение принципиально затрудняет Развод, допуская его вообще только при условии вины одного из супругов; различаются поводы абсолютные (прелюбодяние, покушение на жизнь, злонамеренное оставление) и относительные, точно в законе не обозначенные (когда союз потрясен тяжким нарушением супружеских обязанностей, бесчестным или безнравственным поведением); оценка индивидуального случая зависит здесь от степени образования, общественного положения и личности супругов, и потому предоставляется усмотреннию суда решить, имеется ли повод для Развод Единственным отступлением от принципа вины является внесенная в уложение после упорной парламентской борьбы норма о Развод в случае сумасшествия, если оно длится уже 3 года и нет надежды на восстановление духовного общения. Право на Развод погашается прошением и истечением 6 месяцев со дня обнаружения вины. В решении суда должно быть указано, кто виновная сторона; могут быть признаны виновными и оба супруга. Жена сохраняет фамилию мужа, но может принять и прежнюю; если жена одна признана виновной, муж может воспретить ей носить его фамилию. Если муж один признан виновным, он обязан давать бывшей своей жене соответствующее содержание в виде денежной ренты — и обратно, если муж не в состоянии сам содержать себя; обязанность эта переходит на наследников обвиненного супруга. При Развод по сумасшествию здоровый обязан давать больному пожизненное содержание. По пандектному праву и по прусскому уложению виновный подвергался еще имущественным штрафам; этого нет в новом уложении, как нет и франц. нормы о сохранении правым супругом всех обещанных ему выгод; виновный обязан только возвратить подарки. Забота о детях переходит к правому супругу; если виновны оба супруга, то дети до 6 лет отдаются матери, сыновья старше 6 лет — отцу; опекунское установление может распорядиться иначе; оно же регулирует право свиданий. До нового уложения в некоторых немецких государствах существовал еще Развод по определению верховной власти. На всю Германию в 1 8 86 г. на 372318 браков приходилось 6078 Развод, или 1:61. В Австрии P. существует только для некатоликов и возможен вследствие непреодолимого отвращения по требованию обоих супругов, но после предварительного разлучения; другие поводы к Развод — тюремное заключение на 5 лет, жестокое обращение, покушение на жизнь или здоровье, злонамеренное оставление, прелюбодеяние. Недействителен брак с соучастником прелюбодеяния. Суд (с 1868 г. место духовного суда занял светский) назначает жене и детям приличное содержание на время процесса: виновный супруг утрачивает, правый — сохраняет права по завещательным договорам. При 8,65% некатолического населения Австрии в 1886 г. было 670 разлучений у католиков и 90 Развод у остальных; одно расторжение приходилось на 237 браков. В Венгрии поводы к Развод почти те же: при 50,18% католического населения в 1836 г. одно расторжение приходилось на 186 браков. В Швейцарии до 1874 г. Развод существовал в большей части кантонов, и почти везде рядом с ним существовало разлучение. Федеральный закон 1874 г. отменил разлучение, как суррогат Развод, и ввел во всей стране Развод, причем регулировал только поводы к Развод, последствия же его предоставил определять кантональным законодательствам. Развод по взаимному согласию нет; но когда иск о Развод предъявлен обоими супругами, суд может произнести Развод, если совместная жизнь, по убеждению суда, стала невозможной. Законными поводами, кроме прелюбодеяния (6-месячная давность), злонамеренного оставления, покушения на жизнь, присуждения к позорящему наказанию, служат также жестокое обращение или тяжкие обиды и сумасшествие, признанное после 3 лет неизлечимым. Кантональные законодательства разнятся в определении последствий Развод Жена всюду сохраняет кантональное подданство мужа, но в 9 кантонах (в том числе Цюрих, Женева) теряет право носить его имя; она получает обратно свое имущество; невиновная сторона имет право на вознаграждение (в Цюрихе, напр., единовременное или периодическое, причем размер его зависит от степени вины и от степени ущерба для правого супруга и детей, но не может превышать 1/4 имущества виновного; в случае увеличения благосостояния суд может назначить прибавку). Подробно определяется судьба детей; напр., в Цюрихе до 6 лет они остаются у матери, в других кантонах преимущественное на них право признается за обиженной стороной, но всюду окончательное решение принадлежит суду в зависимости от интереса детей. Кроме Развод, федеральный закон 1874 г. ввел временное разлучение как меру испытания и примирения. Швейцария в ряду европейских стран занимает первое место по количеству Развод; в период 1867—86 гг. один Развод приходился на 22 брака. В Англии реформация почти не отразилась в области Развод До 1857 г. Развод возможен был только в законодательном порядке, по парламентскому акту, и только в случае прелюбодеяния жены. Брачное право оставалось в ведении церковных судов, которые могли или разлучить от стола и ложа, или прекратить брак в случае его недействительности по каноническому праву. В 1857 г. для дел о Развод учрежден был светский суд, и с тех пор впервые появился Развод по судебному решению; поводом может быть только прелюбодеяние жены и квалифицированное, соединенное с другими проступками, прелюбодеяние мужа. В Шотландии поводом к Развод может быть еще злонамеренное оставление. Вспомогательным институтом к Развод является как здесь, так и в Англии судебное разлучение. С 1867 по 1886 г. одно расторжение брака (считая и Развод, и разлучение) приходилось в Англии на 718 браков, в Шотландии — на 444 брака. В Соед. Штатах Сев. Америки Развод относится к области законодательства и к юрисдикции отдельных штатов, а не союза. Совсем нет Развод в Южной Каролине; только в случае прелюбодеяния он допускается в Нью-Йорке. В других штатах поводы к Развод весьма разнообразны; наиболее типичны, кроме прелюбодеяния (простого или квалифицированного), — злонамеренное оставление, сознательное нерадение (недоставление жене средства к существованию или защиты), привычное пьянство (начавшееся после брака, или длящееся не менее 1—3 лет, или связанное с расточением имущества и т. д.), жестокое обращение и тяжкое оскорбление, осуждение за преступление. Сумасшествие — повод к Развод только в Арканзасе. Развод по взаимному согласию нет нигде; тем не менее Развод чрезвычайно легки, потому что суды широко толкуют понятия нерадения, оскорбления, оставления и т. д. В Вашингтоне поводом к Развод служит все, что суд найдет достаточным для своего убеждения в невозможности дальнейшей совместной жизни. Развод не допускается в случае потворства (согласия истца), стачки (с целью обмануть суд), прощения, пропуска срока, истечения не соразмерно продолжительного времени, встреч ного обвинения в деянии, обосновывающем Развод; вообще и законодательство, и юриспруденция настаивают на том, что Развод касается всего общества не менее, чем самих сторон. Суд регулирует имущественные отношения (алименты на время процесса и приличное содержание жены и детей после Развод) и судьбу детей. В различных штатах виновный осуждается на безбрачие, а при жизни правого или на срок, или до разрешения суда; брак с соучастником прелюбодеяния местами запрещается; местами, напротив, общественное мнение его поощряет (как в Англии). В 18 штатах суд изменяет фамилию правой жены. Кроме Развод, в Соед. Штатах существует еще "ограниченный Развод" (limited divorce), или разлучение по суду. Прежде в некоторых штатах возможен был также Развод по постановлению законодательных собраний; в 1886 г. это окончательно воспрещено. За 20 лет с 1867 по 1886 г. население в Соед. Штатах увеличилось на 30,1%, a количество Развод — на 79,4%. В 1867 г. всех Развод было 9937, в 1886 г. — 25535. По отдельным штатам средние отношения числа Развод к числу браков разнится: один Развод приходится в Коннектикуте на 11,32 браков, в Род-Айланде на 11,11, в Массачусетсе на 31,28. В Швеции Развод дается духовными судами, но также и королем, в государственном совете. Поводами служат между прочим недозволенное сожитие любой стороны с третьим лицом после обручения, бесплодие, неизлечимая заразительная болезнь, сумасшествие, покушение на жизнь. Король может дать Развод в случае позорящего преступления, пьянства, расточительности и несходства характеров. Виновный в прелюбодеянии муж теряет половину общего имущества, виновная жена — свое приданое. Иск невозможен в случае прощения, собственной вины, пропуска 6 месяцев со дня обнаружения вины. В 1886 г. один Развод приходился на 133 брака. В Норвегии поводами к Развод в общих судах являются (кроме канонических) безвестное отсутствие, импотенция, заразительная болезнь, пожизненная каторга после 7 лет наказания. Кроме того король дает Развод по взаимному согласию супругов, но только после 3-летнего разлучения; новый брак в этом случае допускается только с особого разрешения. В 1884 г. одно расторжение брака приходилось на 245 браков. В Дании приняты те же поводы к Развод, а сверх того и взаимное согласие, когда есть налицо условия для законного разлучения (жестокое обращение, тяжкое оскорбление или вообще невыносимая совместная жизнь). Суд должен быть убежден в искренности обвинения и в чувствительности к обиде. Новый брак виновного требует разрешения. Как и в других странах, суд решает вопрос о детях. Дания занимает следующее место после Швейцарии по числу Развод; в период 1871—81 гг. одно расторжение приходилось на 27 браков. В христианских государствах Балканского полуострова поводы к Развод определяются каноническим правом православной церкви (см. выше). В Румынии поводы к Развод определяются гражданским кодексом, во многом списанным с французского Code civil; допускается Развод по взаимному согласию. Разлучения не существует. В период 1870—80 г. был один Развод на 94 брака. В России с введением христианства Развод стал регулироваться византийскими источниками церковного и светского законодательства; но в течение многих столетий жизнь вовсе не согласовалась с чужеземными нормами. Так, византийские источники определяли, что жена в праве требовать Развод в случае покушения на ее целомудрие, ложного обвинения ее в неверности, государственного преступления мужа и т. п.; но в действительности с этим правом не согласовались безграничная власть мужа даже над жизнью жены и презрительный взгляд на женщину вообще еще в московский период. Насильственное пострижение жен и заточение в монастырь было преобладающей формой Развод С другой стороны, церковное учение о нерасторжимости брака вне определенных поводов сталкивалось на практике с Развод по взаимному согласию, и только с XIX в. в законе строго проводится запрещение таких P. Начавшееся в синодской практике в XVIII в. сокращение числа определенных поводов к Развод завершилось при издании в 1839 г. "Книги правил", сделавшейся источником действующего законодательства; все поводы сведены к прелюбодеянию, неспособности, безвестному отсутствию и лишению всех прав состояния; исчезли доводы, указанные в византийских источниках (заразительная болезнь, сумасшествие) и в памятниках русского происхождения (растрата имущества жены, жестокое обращение с женой, если за нее вступились родичи). Действующее законодательство о Развод отличается крайней бедностью норм. Имущественные последствия не регулируются ввиду раздельности имуществ; но так как жена, добившаяся Развод, тем самым теряет право на содержание, то Развод становится привилегией состоятельных людей. Только в Черниговской и Полтавской губ. сохранились имущественные невыгоды для виновного. Судьба детей после Развод также совсем не регулируется. Прелюбодеяние признается одинаковым поводом к Развод для обоих супругов; виновный осуждается на вечное безбрачие, даже после смерти другого супруга. Закон не определяет последствий вины обоих супругов, не решает вопросов о стачке, не предусматривает случая фактического примирения после обнаружения вины, не знает сроков для возбуждения дела; на некоторые из этих важных вопросов ответ может быть найден только в источниках, недоступных тем, кого эти вопросы ближе всего касаются. Импотенция считается поводом к Развод только в таком случае, если она возникла до брака, и лишь после 3-летнего ожидания. Безвестное отсутствие должно длиться 5 лет. В 1885 г. дано 23 Развод вследствие неспособности, 167 по прелюбодеянию, 668 по безвестному отсутствию и 292 вследствие лишения всех прав состояния. Развод всегда относился к компетенции церковной власти (впрочем, в XVIII в. бывали случаи Развод по высочайшему повелению), но притязание ее на контроль над каждым отдельным случаем не могло осуществиться, пока держался обычай составления разводных писем духовниками; только с XVIII в., и то медленно, начинается подчинение Развод правильному суду. Производство дел о Развод сосредоточилось в консисториях, решения утверждались или постановлялись архиереями; с 1805 г. все дела о Развод обязательно поступают на ревизию в Св. Синод. Неудовлетворительность духовного суда по делам бракоразводным сознается всеми. Еще в 1767 г. Св. Синод в наказе своему депутату в комиссии составления законов высказался за производство следствия светскими органами; в ряду поводов к Развод предполагались своевольная отлучка жены, отнятие мужем у жены имения и причинение ей побоев и мучений. В 1809 г. проект гражд. уложения признавал поводами к Развод покушение на жизнь, тяжкие обиды, ложный донос или обвинение жены в прелюбодеянии, лишение свободы, похищение имения жены, ее побег и предполагал передать производство дел светским судам, с тем чтобы на основании решения светского суда духовная власть только постановляла приговоры о Развод Проект передачи дел светским судам и вообще самое включение в гражданское уложение норм о Развод встретили возражение со стороны Св. Синода и его обер-прокурора, и с тех пор материальное право только ухудшилось, а процессуальное осталось без перемен; изгнанная отовсюду система формальных доказательств сохранилась только в самой деликатной и интимной области человеческих отношений; соглашение "о взятии на себя вины" предшествует почти всякому иску о Развод; очевидцы - свидетели обыкновенно носят на себе тару лжесвидетелей; в обществе господствует убеждение, что процесс о Развод крайне дорог, хотя закон не знает судебных издержек. Для раскольников Развод возможен по тем же поводам, но компетентными являются окружные суды. Для протестантов судебными инстанциями в делах о Развод служат местные и генеральная евангелическо-лютеранские консистории; поводы по Уставу иностр. исповд. — неизлечимая прилипчивая или отвратительная болезнь, развратная жизнь, пьянство или расточительность, злонамеренное оставление, отвращение или неспособность, жестокое обращение и тяжкое оскорбление, намерение лишить чести и свободы, сумасшествие (через год: обязанность обеспечить). Прелюбодеяние перестает быть поводом к Развод в случае вины самого жалобщика, прощении или пропуска годичного срока. Новый брак может быть разрешен, если обиженная сторона умерла, или дала согласие, или сама вступила в брак. У магометан и евреев Развод ведается их духовными властями. В Финляндии Развод допускается в случае прелюбодеяния, злонамеренного оставления, безвестного отсутствия, телесных недостатков и заразительной болезни; прелюбодеяние отпадает как повод в случае прощения и компенсируется виной другого супруга. Имущественные последствия — как в Швеции. Для нового брака нужно согласие правого супруга; дети отдаются ему же, но суд может распорядиться иначе. В Прибалтийских губ. виновный муж обязывается выдавать жене приличное содержание; штрафов нет; дети обыкновенно отдаются невиновному; содержание их во всяком случае лежит на отце. В 1885 г. по всей империи у православных 1 P. приходился на 470 браков, у лютеран на 133 брака, в Финляндии на 254 брака, в губ. Варшавского округа на 182 (здесь Развод и у евреев относится к компетенции окружных судов; из общего числа 345 расторжений брака было 284 еврейских Развод и 21 католическое разлучение). Ср. Bertillon, "Etude d émographique du divorce" (1883); Vraye et Gode, "Le Divorce et la séparation de Corps" (1887); Dalloz, "Jurisp. géné r.", т. 39 ("S éparation de corps"); Carpentier, "Traité pratique et théorique du divorce" (1894); Glasson, "Le Mariage civil et le Divorce" (1880); Habrich, "D. Recht d. Ehescheidung in Deutschland" (1890); Richter, "Beiträge zur Geschichte des Ehescheidungsrechts in der Evangelischen Kirche" (1858); "Motive zum Entwurfe d. bü rgerlichen Gesetzbuchs" (1888, т. IV); Huber, "System u. Geschichte des Schweizerischen Privatrechts" (т. I, 1886); Stephen, "New Commentaries on the Laws of England" (т. I); "English and American Encyclop. of Law" (Divorce); Carroll Wright, "A report on M arriage and Divorce in the United States", (Вашингтон, 1891); Zhischmann, "D. Eherecht der orientalischen Kirche" (1864); Способин, "Развод в России" (1881); Загоровский, "О Развод по русскому праву" (1884).

M. Брун.

Смотрии так же...