Пуфендорф

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПУА
ПУБ
ПУГ
ПУД
ПУЖ
ПУЗ
ПУИ
ПУЙ
ПУК
ПУЛ
ПУМ
ПУН
ПУП
ПУР
ПУС
ПУТ
ПУУ
ПУФ
ПУХ
ПУЦ
ПУЧ
ПУШ
ПУЩ
ПУЭ

Пуфендорф неправильно Пуффендорф (Самуил Pufendorf, 1631 — 1694) — знаменитый юрист и историк, сын проповедника в Хемнице, учился в Лейпциге, где занимался изучением международного права, которое тогда понималось в смысле отношений императорской власти к территориальным государям и последних друг к другу. Позже, в Йене, Пуфендорф изучал еще математику, у профессора Вейгеля; математические познания, равно как и философия Декарта, с которой он основательно ознакомился, оказали большое влияние на научный метод его позднейших произведений. Ученой степени Пуфендорф сознательно не домогался и поступил гувернером к сыну шведского посланника при датском дворе, Койэта. Вместе со всей семьей посланника Пуфендорф был взят в плен; во время восьмимесячного плена, Пуфендорф, не имевший при себе книг, занялся воссозданием в памяти читанного им в трактатах Г. Гроция и Гоббса и составил, таким образом, краткое систематическое изложение основ юриспруденции, в котором многое принадлежит ему самому, так как принципы своих предшественников он применял и к вопросам, ими незатронутым. Таким образом создались "Elementorum Jurisprudentiae Universalis Libri duo" (Гаага, 1660), где из ряда аксиом и определений выведено все остальное содержание юриспруденции. Курфюрст пфальцский, которому это сочинение посвящено, пригласил Пуфендорф занять первую в Германии кафедру "естественного и международного права"; одновременно Пуфендорф читал особые лекции сыну курфюрста. В Гейдельберге Пуфендорф оставался до 1670 г. и издал в это время, под псевдонимом Северина де-Монзамбано, знаменитый памфлет на конституцию германо-римской империи: "De statu Imperii Germanici Liber unus" (Женева, 1667). Памфлет этот несколько раз переиздавался на латинском языке и был переведен на языки немецкий, французский, английский и русский. В некоторых государствах Германии книга Пуфендорф была запрещена; многие выдающиеся ученые написали возражения на нее. В 1670 г. шведский король Карл XI призвал Пуфендорф в основанный им университет в Лунде, на кафедру международного права. Слава его распространилась в Европе, отчасти благодаря успеху его лекций, отчасти благодаря новым изданиям его сочинений. Через несколько лет король шведский призвал Пуфендорф в Стокгольм и сделал его своим историографом и одним из советников. Во время нахождения Пуфендорф в Швеции им издано большинство его сочинений. На первом плане между ними стоит "De Jure Naturae et Gentium" (Лунд, 1672; новое издание, значительно увеличенное, Франкфурт, 1684; вскоре после смерти Пуфендорф оно было переведено на языки французский, немецкий и английский). Один из коллег Пуфендорф, Бекман, написал на эту книгу критику, в которой выставлял Пуфендорф вероотступником; но критика Бекмана в Швеции была воспрещена к распространению, и сам Бекман изгнан из Швеции. В ответ на позднейшие нападки Бекмана Пуфендорф напечатал в 1678 г. "Апологию", "Discussio calumniarum" и еще два иронических послания в стиле "Писем темных людей". Далее им написаны: "De officio hominis et civis juxta legem naturalem" (Лунд, 1673; франц. пер. 1707 и сл.), "Dissert. academicae selectiores" (1675), изданные на немецком языке труды о светской власти пап (Гамбург, 1679), по истории "важнейших государств Европы" (4 издания с 1682 по 1699 гг.), "Georgii Castriotae historia" (1684), "Comment. de rebus Suecicis" (1686), "De habitu religionis christianae" (1687). Все эти сочинения были очень скоро переведены на французский, английский, голландский языки. В последнем из них Пуфендорф говорит, что в делах религиозных правители имеют право наказывать за богохульство, атеизм, сношение с демонами, сектантство, если оно учит противиться властям, но не должны облагать наказаниями тех, кто допускает отступления от обрядности и придерживается необычных взглядов в научных вопросах. В 1688 г. Пуфендорф переселился в Берлин, где получил звание историографа. Здесь Пуфендорф написал изданные после его смерти историю великого курфюрста ("De rebus gestis Frederici-Wilh e lmi Magni", Б., 1695) и историю Карла-Густава, короля шведского. В 1694 г. Пуфендорф получил шведское баронство. После смерти Пуфендорф были изданы многие из сочинений его, между прочим, интересное рассуждение о несогласиях между протестантами: "Jus feciale divinum" (Любек, 1695).

Громадный авторитет Пуфендорф при жизни и в ближайшее время после смерти доказывается большим количеством переводов его сочинений и частым выходом новых изданий их. В России особенно много потрудился над переводами из Пуфендорф Гавриил Бужинский, переведший "Введение в историю европейскую" (с лат., СПб., 1718) и "О должностях человека и гражданина" (СПб., 1724); переводы эти сделаны под личным наблюдением Петра Великого. Главная заслуга Пуфендорф — отделение естественного права от богословской схоластики и возвышение его на степень самостоятельной науки. По его мнению, право должно согласоваться лишь с законами разума, независимо от догматов вероисповедных и от существующих законоположений. По предмету отношений церкви к государству Пуфендорф создал теорию так называемого коллегиализма.

Ср. О. Franklin, "Das Deutsche Reich nach Severinus von Monzambano" (Грейфсвальд, 1872); ст. Трейтшке в "Preussische Jahrb ücher" (1875); Jastrow, "Pufendorfs Lehre von der Monstrositä t der Reichsverfassung" (Б., 1882); "Randbemerkungen zum Monzambana" (Б., 1894).

Смотрии так же...