Рассуждение, термин школьной теории словесности

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РАА
РАБ
РАВ
РАГ
РАД
РАЕ
РАЖ
РАЗ
РАИ
РАЙ
РАК
РАЛ
РАМ
РАН
РАО
РАП
РАР
РАС
РАТ
РАУ
РАФ
РАХ
РАЦ
РАЧ
РАШ
РАЯ

Рассуждение, термин школьной теории словесности — один из четырех видов прозаических сочинений. Определяется Рассуждение в курсах теории словесности весьма разнообразно: то как "такое прозаическое сочинение, в котором автор последовательно развивает известную мысль и подтверждает ее разного рода доказательствами" (Белорусов), то как "выяснение какого-либо явления или предмета" (Смирновский), то как "сочинение, занимающееся или исследованием причинной зависимости между предметами, их признаками и состояниями, или излагающее только результат этих исследований" (Яковлев). Есть определения, ограничивающие предмет Рассуждение исследованием отдельной части, одной истины, так как исследование ряда предметов будет уже система (sic! Рисов), наука (Лебедев). Неопределенности понятия соответствует неопределенность теории Рассуждение; в учебных планах и в курсах она исчерпывается учением о необходимых частях Рассуждение (плане) и его расположении (форме изложения); некоторые руководства присоединяют к этому сведения, заимствованные из логики о доказательствах и т. п. (Зеленогорский). Части Рассуждение: 1) вступление, 2) изложение, которое распадается на предложение (тему), разделение и исследование (доказательства), и 3) заключение. Способов расположения признается два: аналитический и синтетический. Литературное значение этих логических формул весьма невелико: возможны Рассуждение без вступления (так наз. приступ ex abrupto), без разделения, без заключения — и теория вынуждена ввести эти поправки. Лишенная научного значения теория Рассуждение важна в средней школе с точки зрения дидактической, как одно из средств научить воспитанника развивать в последовательной форме отвлеченную мысль. Ср. Александровский, "К вопросу о рассуждении", в "Ежегоднике коллегии Галагана" (Киев, 1897).

Смотрии так же...