Пуссен, Никола

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПУА
ПУБ
ПУГ
ПУД
ПУЖ
ПУЗ
ПУИ
ПУЙ
ПУК
ПУЛ
ПУМ
ПУН
ПУП
ПУР
ПУС
ПУТ
ПУУ
ПУФ
ПУХ
ПУЦ
ПУЧ
ПУШ
ПУЩ
ПУЭ

Пуссен, Никола (Poussin, 1594 — 1665) — знаменитый французский исторический живописец и пейзажист, родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Италию и близко сошелся в Риме с поэтом Марини, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали Пуссен обильный материал для его композиций. После смерти Марини, Пуссен оказался в Риме безо всякой поддержки. Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашел себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого были написаны им "Семь таинств". Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639 г. был приглашен кардиналом Ришелье в Париж, для украшения Луврской галереи. Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому, в 1642 г., Пуссен покинул Париж и возвратился в Рим, где и жил до самой своей смерти.

Пуссен был особенно силен в пейзаже. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый "героический пейзаж", который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьезным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Ему принадлежит та заслуга, что благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному. К лучшим историческим картинам Пуссен, из которых большая часть хранится в Луврском музее, в Париже, должны быть отнесены: "Всемирный потоп", "Германик", "Взятие Иерусалима", "Тайная вечеря", "Ревекка", "Жена-блудница", "Моисей младенец", "Поклонение золотому тельцу", "Иоанн Креститель, крестящий в пустыне" и "Аркадские пастухи". Императорский Эрмитаж обладает 21-м произведением этого мастера; из них наиболее любопытны: "Моисей, источающий воду из камня" (№ 1394), "Эсфирь перед Артаксерксом" (№ 1397), "Триумф Нептуна и Амфритриты" (№ 1400), "Воздержанность Сципиона" (№ 1406), "Танкред и Эрминия" (№ 1408) и два исторических пейзажа (№№ 1413 и 14 1 4). С картин Пуссен гравировали: Шато, Пуайльи, Одран, Пеен и Клодина Стелла.

См. Cambry, "Essai sur la vie et les ouvrages du Poussin" (Пуссен, VII); Gaul de St-Germain, "Vie de N. Poussin, consider é comme chef de l'école franç aise" (Пуссен, 1806); H. Bouchit, "N. Poussin sa vie et son oeuvre, suivi d'une notice sur la vie et les ouvrages de Ph. de Champagne et de Champagne le neveu" (Пуссен, 1858); Poillon, "Nicolas Poussin, é tude biographique" (2 изд., Лилль, 1875).

Смотрии так же...