Парашют*

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПАА
ПАБ
ПАВ
ПАГ
ПАД
ПАЕ
ПАЖ
ПАЗ
ПАИ
ПАЙ
ПАК
ПАЛ
ПАМ
ПАН
ПАО
ПАП
ПАР
ПАС
ПАТ
ПАУ
ПАФ
ПАХ
ПАЦ
ПАЧ
ПАШ
ПАЭ
ПАЮ
ПАЯ

Парашют* — прибор, замедляющей падение тел в воздухе. Изобретение принципа устройства парашюта относится к XIII стол., когда Рожер Бэкон в своем сочинении "De secretis operibusartis et naturae" признает возможность постройки летательных машин и указывает на возможность опираться на воздух с помощью вогнутой поверхности. Леонардо да Винчи оставил в своих рукописях, между прочим, и набросок, изображающей подвязанного к парусу человека, падающего с башни. Парус за четыре угла схвачен веревками и имеет выпуклость вверх. Первый изобрел и выполнил на практике Парашют* Севастьян Ленорман (Sebastien Lenormand). В 1783 г. он сделал удачную попытку прыгнуть из окна 1-го этажа, имея в руках 2 зонтика по 30 дм диаметром, у которых концы ребер были притянуты веревочками в рукоятке. Потом вместе с аббатом Бертолоном он произвел ряд подобных опытов над различными животными. По вычислениям Ленормана, зонтик в 14 фут. диаметром был бы достаточен для безопасного спуска вниз человека, если он вместе с зонтиком не весили бы больше 200 фун. В декабре 1783 г. Ленорман бросился на подобном Парашют* с башни обсерватории. Но попытку применить на практике для своего спасения Парашют* произвели 2 француза, Жак Гарнерен и Друэ, бывшие в плену у австрийцев. Первый был пойман во время приготовлений, другому удалось изготовить из занавесей своей кровати нечто в роде Парашют*, на котором он и бросился ночью с высоты стен крепости Шпильберг в Моравии (Spielberg); сломав ногу, он был пойман. Жак Гарнерен, получив свободу, попытался все-таки довести свой опыт до конца и 22 октября 1797 г. благополучно спустился с выс. 1000 м из-под шара, хотя Парашют* его, не имевший еще среднего отверстия, сильно колебался из стороны в сторону. После этого Гарнерен, снабдив Парашют* отверстием вверху, уничтожил боковые колебания при спуске; он также ввел в закрытый Парашют* горизонтальное колесо из легких прутьев, подвешенное на 3/4 от его вершины так, чтобы был приоткрыт нижний край Парашют*, для облегчения его раскрыванию. До настоящего времени этот прибор остается без дальнейших существенных изменений; это — род зонтика в 5 м радиусом из 36 или более полотнищ шелковой прочной материи, сшитых вместе и с вставленным в верхней точке деревянным кольцом в 40 см диам. отверстия; к кольцу привязаны 4 веревки, длиной от 10 до 15 м, прикрепленные к легкой корзине из ивовых прутьев. Смотря по числу полотнищ 36 или более, тонких, но прочных веревочек идут от наружного края Парашют* тоже к корзине, чтобы мешать Парашют* вывернуться от напора столба воздуха. На 4-х веревках, соединяющих верхнее кольцо Парашют* с корзиной, укреплено распорное колесо, из легких прутьев или камышей, обеспечивающее открывание Парашют*; диаметр этого колеса от 1 до 1,5 м. Вес всего доходит до 2-х пуд. (30—32 кг). На фиг. 1 представлен Парашют* Шарля Леру, погибшего при cпуске на Парашют* в Ревеле в 1889 году.

Фиг. 1. Парашют Шарля Леру.

Фиг. 3. Аэростат с парашютом сбоку и противовесом.

Фиг. 2. Пружинное приспособление Шарля Леру.

Фиг. 4. Монгольфьер Годара с экваториальным парашютом Янсена.

Этот Парашют* не имел корзины, а только кольцо и веревочную петлю, продевавшуюся под мышками воздухоплавателя. Парашют* прикреплялся сбоку аэростата на особой веревке с пружинной задержкой (фиг. 2), выдерживавшей, не выпуская кольца, вес Парашют* без воздухоплавателя; но когда последний брался за кольцо Парашют* и повисал на нем, то пружина уступала, и шар отделялся от Парашют* Чтобы держать шар в равновесии, с противоположной стороны места прикрепления Парашют* укреплялся к сети шара груз, равный весу Парашют* По отделении Парашют* с воздухоплавателем, груз этот заставлял шар опрокинуться, газ выходил из открытого нижнего отверстия шара, обращенного теперь вверх, и оболочка шара падала вниз, часто раньше спуска воздухоплавателя на парашюте. Кокинг в 1836 г. устроил прибор в виде конуса, повернутого острием вниз и распираемого легким каркасом; он полагал, что при таком устройстве тяжесть, подвешенная к острию, заставит прибор падать вниз, причем в полостях конуса образуется разреженное пространство, которое обусловит значительную разность давлений на нижнюю и верхнюю поверхность его Парашют*, чем и замедлится его падение. Результатом опыта была смерть изобретателя вследствие слишком быстрого падения.

В настоящее время Парашют*, как спасательное средство, почти вышли из употребления. Ими невозможно управлять; попытки управления парашютом были сделаны Гарнереном, Летуром, Зaxapиa, Пуатвеном (1853), Латеманом, Леру и др., но почти безуспешно. Пуатвен при опытах в Парме спускался с высоты 1800 м (843 саж.) в течение 43 минут. Сивель в 1869 г. с 1760 м опустился в 23 минуты. Тяжесть Парашют* обременяет аэростат и принуждает иногда отрезать и бросать его в минуту опасности, скорее чем расстаться с баллоном. В 1892 г. г. Капацца испытывал Парашют*-рубашку, покрывавший шар и долженствовавшей служить для спуска в случае разрыва аэростата. Капацца сделал несколько полетов и спускался с значительной высоты, разрывая свой баллон, всегда удачно. Но по тяжести приспособления Капацца, оно нигде не было принято, тем более, что оболочка современного аэростата так приспособляется, чтобы, и по разрыве, могла образовать подобие парашюта, причем получается довольно замедленный спуск. Единственное практическое применение Парашют* есть устройство экваториального Парашют* для монгольфьеров по системе Янсена (Janssen), усовершенствованной Евгением Годаром Старшим (см. фиг. 4). В истории воздухоплавания не было ни одного примера, чтобы кто-либо специально воспользовался Парашют* во время опасности, и все спуски на Парашют* происходили только в виде опытов или же для увеселительной цели и собирания денег с публики. Математическая теория Парашют* была установлена Дидионом и Мореном в 1835—37 гг. Их опытами определено, что при Парашют*, в которых стрелка выпуклости составляет 1/3 диаметра, сопротивление Парашют*, опускающегося выгнутостью к земле, в 1,936 или почти вдвое более сопротивления, приходящегося на плоский круг, равный диаметру Парашют* (или на его горизонтальную проекцию). Сопротивление это составляет только 0,768 сопротивления на горизонтальную проекцию, когда Парашют* падает обращенный выпуклостью к земле. Для Парашют*, опускающегося вогнутой стороной к земле и достигшего равномерной скорости падения, Дидион и Морен вывели следующую формулу:

R означает сопротивление воздуха в килограммах, А — площадь горизонтальной проекции Парашют* в метрах, v — равномерная скорость опускания в метрах. Скорость опускания, в видах безопасности воздухоплавателя, не должна быть более 4 м в секунду. При обыкновенном размере Парашют* в 10 м в диаметре, при весе с нагрузкой в 100 кг, предел скорости составляет 3,3 м в секунду, при чем Парашют*, развернутый до начала падения, достигает предельной равномерной скорости весьма скоро (через 2 м падения); Парашют* же, закрытый до начала падения, падает вначале ускоренно, пока совсем не раскроется, потом скорость убывает и, наконец, движение становится равномерным. Вообще на практике не следует начинать спуск на закрытом Парашют* меньше чем со 100 саж. (200 м), чтобы дать время Парашют* раскрыться и чтобы скорость его падения достаточно замедлилась сопротивлением воздуха. При франц опытах с Парашют* принимали на практике, что при нагрузке в 1 кг на 1 круговой метр поверхности (т. е. на площадь круга диаметром в 1 м) скорость падения не должна превышать 2,80 м в 1 секунду (9,18 фт.). А Поатвен довел медленность спуска до 1,5 м в секунду, увеличив верхнее отверстие клапана и добавив над ним дополнительную крышку, отступя от верхнего края. Вместо предыдущих формул, Хаген дает следующие выражения для вычисления скорости и веса Парашют*

где А — горизонтальная проекция Парашют*, R — сопротивление воздуха в килограммах, G — вес Парашют* с грузом, V — скорость падения. Но при этом предполагается, что: 1) Парашют* падает параллельно своему сечению, что на практике трудно достижимо и 2) что он представляет собой не вогнутую поверхность, а плоскость. Положим, что горизонтальная проекция Парашют* А = 130 кв. м, диаметр 13 м (42,6 фт.). Вес Парашют* с одним человеком 104 кг, то наибольшая скорость падения будет:

а если придать Парашют* вогнутую поверхность, то скорость падения не будет превышать скорости пешехода. Наибольший предел диаметра Парашют* для одного человека — 15 м.

А. М. К.

Смотрии так же...