Мистерии, у древних грековЭнциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мистерии, у древних греков (Μυστήρια, тайное служение) — Мистерии древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение Мистерии: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона — Мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами. Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI в. после Рождества Христова, их число все более и более увеличивалось; в конце IV в. до Рождества Христова не быть посвященным в какие-нибудь Мистерии служило признаком неверия или индифферентизма. Отдельные виды Мистерии, называвшиеся τελεταί όργια (оргии) у греков, initia у римлян, указывают на присутствие в Мистерии высшего религиозного знания и обновления через него (τελετή, initium), а также сильной возбужденности или экстаза (όργια). Очищения, искупительные жертвы и отчасти покаяние в грехах, с одной стороны, процессии, песни, танцы, различные иные проявления экстаза — с другой, составляли существенное содержание Мистерии Сюда присоединяется элемент символизма и аллегории, получающий выражение в "действиях" (δρώμενα) и "словах" (λεγόμενα) Мистерии, под которыми разумелся богослужебный ритуал Мистерии, с его зрелищами, песнопениями, музыкой и оркестикой. Самое проникновение в Мистерии для участников в них было постепенное; обыкновенно различались две степени — предварительное посвящение, делавшее участника мистом (μύστις), и окончательное созерцание Мистерии (έποπτεία), делавшее его эпоптом. Лишь последний мог сделаться мистагогом, т. е. быть руководителем других в Мистерии Учение, проводившееся в Мистерии, было, по-видимому, более одухотворенное и отчасти спекулятивное, в сравнении с народной верой; оно не проповедовалось догматически, но проводилось в сознание участников Мистерии путем различных зрелищ и драматических действий. Строгая тайна вменялась в обязанность участникам Мистерии Уважение к Мистерии было так велико, что в то время как обыкновенные мифы могли безнаказанно подвергаться пародиям в комедиях и т. п., относительно Мистерии такие поступки считались кощунством, влекущим за собой тяжкие наказания (ср. Алкивиад). Мистерии были или государственные, происходившие согласно государственным установлениям (например, елевзинские), или дозволенные исключительно для лиц одного пола (дионисии, фесмофории), или, наконец, незаконные, иногда даже преследуемые (таковы были орфические Мистерии, Мистерии Котитто, Митры, Кибелы и др.). Важнейшие Мистерии: 1) елевзинские Мистерии Они совершались ежегодно в честь Деметры и Коры (Персефона), в Елевзисе (см.); местом происхождения их считают Египет; в Греции они были известны еще в доисторические времена. Главное содержание их — миф о похищении Персефоны (см. Деметра). Наиболее важные литургические функции предоставлялись древним афинским родам Евмолпидов и Кириков (см. Евмолп). Важнейшими лицами при Мистерии были иерофант и иерофантида, посвящавшие желающих в Мистерии, дадух или факелоносец и дадухуза, иерокерак, произносивший при богослужении молитвы и формулы, и др. Посвящаться могли все эллины, без различия общественного положения, пола, племени или государства, позже доступ получили и римляне. Лица порочные и преступники не могли быть посвящены. Желающий посвятиться брал в руководители мистагога из афинских граждан и допускался к малым Мистерии затем уже к великим; между этими 2-мя степенями промежуток не менее года. Посвящаемые совершали жертвоприношения и затем вступали в храм, где в глубоком мраке ночи совершали переходы из одной части святилища в другую; по временам разливался ослепительный свет и раздавались страшные звуки. Эти эффекты производились различного рода техническими приспособлениями, но тем не менее производили подавляющее впечатление. Страшные сцены сменялись светлыми, успокоительными: открывались двери, за которыми стояли статуи и жертвенники; при ярком свете факелов посвящаемым представлялись украшенные роскошными одеждами изображения богов. С елевзинскими Мистерии соединены были афинские малые и великие Мистерии Первые состояли, главным образом, в очищении водой Илисса; в состав вторых входили торжественные процессии в Елевзисе, очищения морской водой, мистические обряды в храме Деметры в присутствии одних лишь посвященных и состязания. Драматические представления воспроизводили перед мистами весь миф о Деметре; при этом им показывались священные предметы, скрытые от посторонних глаз, и раскрывались тайны (τά άπόρρητα), т. е., вероятно, священные предания и мифы, неизвестные народу. 2) Самофракийские Мистерии связаны были с культом кабиров (см.). Здесь был особый жрец, очищавший убийц; от посвящаемых требовался род исповедания грехов. Эти Мистерии, по верованию древних, предохраняли от опасностей, особенно на море. 3) Критские Мистерии Зевса и куретов основаны были на мифе о воспитании Зевса на Крите у куретов (см.). Они были открыты для всех. 4) Орфические Мистерии являлись собраниями замкнутого общества последователей учения, приписывавшегося Орфею (см.). На посвященных налагались разные аскетические обязанности. Орфические Мистерии были связаны с мифами о Дионисе. Последние послужили исходным пунктом и для ряда других мистически-оргиастических празднеств, из которых особенно выдаются вакханалии (см.). Схожи по характеру празднества в честь Котито (см.), Кибелы (см.) и др. До начала XIX века ученые видели в Мистерии эзотерическое религиозное учение, отличное от народной веры и передававшееся из века в век среди жрецов. Но известное сочинение Chr. A. Lobeck'а ("Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum causis", Кенигсберг, 1829) доказало связь Мистерии с обычным культом богов у древних греков. Русский ученый Н. И. Новосадский пришел к заключению, что в елевзинских Мистерии проводилось особое учение, освещавшее те запросы мысли древнего эллина, на которые не давала решения общая, всем открытая народная эллинская религия. Ср. Petersen, "Der geheime Gottesdienst bei den Griechen" (Гамбург, 1848); Haupt, "De mysteriorum Graecorum causis et rationibus" (1853); Rinck, "Ueber die ethische Bedeutung der griechischen Mysterien" ("Verhandl. d. Basl. Phil. Vers.", 1847), Du Prel, "Die Mystik d. alten Griechen" (1888); I. Preller, "Demeter u. Persephone" (1837); H. И. Новосадский, "Елевсинские мистерии" (СПб., 1887); A. Nebe, "De mysteriorum E leusiniorum tempore et administratione publica" (1886); E. Rohde, "Psyche" (1890—93); Rubensohn, "Die Mysterienheiligthümer in Eleusis und Samothrake" (1892); Aurich, "Das antike Mysterienwesen in seinem Einfluss auf das Christentum" (1894). А. Мистерии Л. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|