Очищение

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОЧА
ОЧЕ
ОЧИ
ОЧК
ОЧН
ОЧО

Очищение — термин церковного права, означающий ряд мероприятий власти, посредством которых церковная иерархия очищается, т. е. освобождается от опасных и негодных для нее элементов. Эта очистительная дисциплина (disciplina purgatoria) составляет ряд высших церковных наказаний, в противоположность дисциплине исправительной (disc. correctiva), имеющей целью лишь нравственное исправление подвергаемых ей лиц. В древней церкви все меры этого рода сводились к одному главному типу — извержению или низложению (καθαιρέις, depositio, degradatio), т. е. лишению навсегда сана и должности (а также преимуществ чести и доходов), и применялись к клирикам, виновным в клятвопреступлении, краже, блудодеянии и т. п. тяжких грехах, за которые миряне подвергались отлучению (in quibus clerici deponuntur, laici excoimmunicantur); имя изверженного исключалось из церковных списков, но отлучению от церкви он не подвергался, разве если дерзал самовольно вступить в права служения, из которого был извержен. Лишаясь status c lericalis, он сохранял status ecclesiasticus. По конституциям императоров Гонория (408) и Юстиниана (532) низложенный клирик поступал в распоряжение городской курии, которая, смотря по его имущественному цензу, причисляла его или к составу собственного должностного штата, или к городской коллегии, или же назначала его в официалы (см.). Как homines improbissimi, они лишались права поступать в военную службу. Более легкую форму извержения составляло лишение права священнослужения, но с сохранением права нахождения между клириками. Третью степень очистительной дисциплины составляло низведение клирика на низшую степень, что, впрочем, случалось лишь с лицами низших степеней; 20-е правило трулльского собора, грозящее епископу, позволившему себе учить в чужой eпap x иu, низведением в пресвитерство, понимается канонистами как исключение из общего закона, так как собор халкидонский (прав. 29) дает общее постановление прямо противоположное. В западной церкви очистительную дисциплину составляют: запрещение священнослужения на определенное время (suspensio), перемещение с одного места на другое (translatio), лишение должности (privatio beneficii), извержение (depositio) и исключение из клира (degradatio). К этой же системе наказаний у католиков принадлежит лишение свободы (заключение в монастырь, а с нынешнего столетия — в исправительные заведения). Императрицей Марией Терезией в 1771 г. уничтожены существовавшие дотоле монастырские тюрьмы, но за епископом оставлено право "отеческого исправления" виновного (correctio patern a). С 1869 г. в Австрии заключение духовных лиц в исправительные заведения поставлено в зависимость от их на то согласия. По закону 1874 г., никакое осуществление церковно-дисциплинарной власти не должно содержать в себе внешнего принуждения. Особенно подробно регламентировано церковное заключение католических клириков в Прусии, где отсылка клириков в монастырь вовсе запрещается, а заключение в исправительное заведение допускается не более, как на 3 месяца, и непременно с согласия самого наказуемого. Третий род наказаний очистительных у католиков — денежные штрафы. По прусским законам наказание этого рода допускается лишь по формальному суду и не может превышать 30 талеров. Наконец, четвертый род очистительных наказаний у католиков — наказания телесные. Они применялись лишь к клирикам низших степеней, в смысле "отеческого исправления" (paternae correctionis), и простиралось до 39 ударов розгами. В настоящее время в Германии и Австрии эти наказания безусловно отменены. В евангелической церкви очистительная дисциплина состоит из двух наказаний: 1) недобровольная отсылка виновного на покой (unfreiwillige Emeritirung oder Pensionirung), с содержанием меньшим обычной пенсии и эмеритуры, и 2) лишение должности с лишением привилегий, свойственных духовному лицу. В русской церкви очистительная дисциплина прежде имела две степени: 1) лишение должности, совершавшееся иногда и без святительского суда, самими общинами или приходами. С учреждением церковных штатов лишение священнослужителей должности приняло форму "удаления за штат", с запрещением священнослужения без особого разрешения; 2) извержение, под которым разумелось юридическое исключение виновного из клира, в силу церковно-судебного приговора. Со времени патриаршества снятие сана сделалось необходимым условием для предания духовного лица суду градскому или царскому за преступления общего гражданского характера. Извержение состояло в том, что виновный исключался из церковных людей и "вчинялся в мирской люд". Указом 1664 г. запрещено было подвергшимся извержению занимать должности подьячих и приказных в Москве и в других городах. Со времен Петра I их стали принимать в солдаты, причем синод ходатайствовал, чтобы их определяли в полки, стоявшие в отдаленных от прежних мест их служения городах. По действующему русскому церковному праву ("Устав Духовных Консисторий" и др.), очистительная дисциплина сводится к следующим мероприятиям: 1) лишение белых священнослужителей сана, а монашествующих — и монашества, с исключением из духовного ведомства; 2) лишение сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях и лишение священномонашествующих сана с оставлением в монашестве на покаянии; 3) отрешение от места; 4) исключение за штат. См. Н. Суворов, "О церковных наказаниях" (СПб., 1876).

Н. Б—в.

Смотрии так же...