Мирские повинности — повинности, которые отправляются каждым крестьянским обществом, сельским или волостным, для удовлетворения внутренних его потребностей. До освобождения крестьян законодательство регламентировало лишь Мирские повинности повинности государственных крестьян, которые подразделялись на натуральные (содержание проселочных и полевых дорог, тушение пожаров, содержание сельской стражи и нек. др.) и денежные, причем последние, в свою очередь, распадались на "общественный сбор" и на собственно "Мирские повинности сборы". Общественный сбор, учрежденный взамен сборов на частные земские повинности, обращался на покрытие не только внутренних потребностей данного общества, но и таких, которые относятся ныне к кругу земских повинностей; так, на этот сбор содержалось все управление государственных крестьян, не исключая и губернского. Собственно Мирские повинности сборы обращались исключительно на удовлетворение частных потребностей отдельных сельских обществ или деревень; предметы этих потребностей не были точно обозначены в законе. Часть этих Мирские повинности сборов ("денежных складок") в иных случаях, с разрешения начальства, шла на образование "Мирские повинности капиталов" (см.). Общественный сбор взимался уравнительно со всего сословия государственных крестьян, по числу душ, на основании смет и раскладок, составлявшихся каждое трехлетие министерством государственных имуществ и утверждавшихся законодательною властью. Суммы этого сбора, определенные с данного общества, взыскивались сборщиками в сроки, установленные для платежа податей, и сдавались в казначейства, которые вели по сбору особую отчетность и выдавали его, согласно смете, по требованиям тех учреждений, на содержание или в распоряжение которых отпускались из сбора суммы. Назначение и раскладка собственно Мирские повинности сборов хотя и предоставлены были сельскому обществу, но в то же время были подробно регламентированы законом и подчинены строгому контролю, каждый приговор по этому предмету восходил на рассмотрение Палаты государственных имуществ и утверждение губернатора. Редакционные комиссии, усматривая из указаний опыта, что никакие установленные законом формальности не могут остановить крестьян в назначении и производстве сбора, признаваемого ими необходимым, совершенно устранили правительственный контроль над отбыванием Мирские повинности повинностей (кроме обязательных). Из понятия Мирские повинности повинностей было исключено содержание уездных и губернских крестьянских учреждений, отнесенное на счет частных земских повинностей с освобожденных крестьян (ныне земские сборы). Допустив последние, редакционные комиссии тем самым отказались от установления, наподобие общественного сбора с государственных крестьян, особого сбора на Мирские повинности надобности со всего сословия вышедших из крепостной зависимости крестьян. Положение 19 февраля 1861 г. разумеет под Мирские повинности повинностями только такие, которые относятся до нужд лишь одного известного общества, волостного или сельского. Подразделяются Мирские повинности повинности на обязательные для крестьянских обществ и необязательные. К первым отнесены: содержание общественного управления, волостного и сельского; расходы по оспопрививанию (в губерниях не земских) и принятие предписываемых законом мер при появлении эпидемий и эпизоотии; устройство и поддержание сельских запасных магазинов; содержание в исправности проселочных дорог, меж и межевых знаков, проточных вод и канав на Мирские повинности землях; содержание караулов в деревнях; призрение круглых сирот и престарелых, дряхлых и увечных членов общества, не способных к труду и не имеющих родственников, которые в состоянии были бы содержать их; принятие мер в случае пожаров, в том числе и лесных (см.), наводнений, а также для истребления саранчи, хищных зверей, сусликов или овражков и при других общественных бедствиях. К необязательным Мирские повинности повинностям относятся те Мирские повинности сборы, которые крестьянские общества по приговорам, составленным по согласию не менее 2/3 всех крестьян, имеющих право голоса на сходе, могут установлять на устройство и поддержание церквей, заведение сельских училищ, содержание учителей и на удовлетворение др. общественных и хозяйственных потребностей крестьян. Назначение Мирские повинности повинностей и раскладка их между сельскими обществами, а в сельских обществах — между отдельными крестьянами, равно как определение порядка счетоводства по Мирские повинности сборам, хранения их, употребления по назначению и учета, предоставлены сходам, волостным или сельским по принадлежности. Староста или сборщик податей из поступающих с крестьян платежей прежде всего удерживает подлежащую сумму в Мирские повинности сборы. В губерниях, где введено положение о земских начальниках, приговоры, относящиеся до установления им изменения порядка взимания, хранения или учета Мирские повинности сборов, подлежат утверждению уездного съезда. Возложив на земских начальников особое "попечение о хозяйственном благоустройстве крестьян" по некоторым предметам, составляющим содержание Мирские повинности повинностей, закон тем самым предоставил им широкий простор для вмешательства в эту сферу крестьянского самоуправления. Мирские повинности повинности, смотря по свойству их и усмотрению крестьянских обществ, отправляются или натурою, или посредством денежных сборов. Некоторые повинности (напр. тушение лесных пожаров) могут быть отправляемы лишь натурою. В 1886 г. Сенат разъяснил, что личное отправление натуральных Мирские повинности повинностей не обязательно: каждый крестьянин может отправлять упадающие на его долю по раскладке натуральные повинности, поставляя за себя другое лицо; отсутствие крестьянина из места жительства не освобождает его от отбывания натуральных повинностей. С другой стороны, согласно сенатскому решению 1884 г. сельский сход не в праве облагать отсутствующих крестьян особым денежным сбором под тем предлогом, что по случаю отсутствия они не могут нести Мирские повинности натуральных повинностей. Статистических данных о размерах, в каких Мирские повинности повинности отбываются крестьянами натурою, если не считать сведений о числе десятских и сотских, не имеется, но во всяком случае они не малозначительны. Данные о размерах, в каких Мирские повинности повинности, обязательные и необязательные, отбываются крестьянами посредством денежных сборов, опубликованы Центральным статистическим комитетом, напечатавшим сведения о Мирские повинности расходах за 1881. г. ("Статистич. временник Росс. империи", серия III, вып. 13, СПб. 1886) и о Мирские повинности доходах и расходах за 1891 г. ("Временник Центр. статистич. комитета", № 38, СПб., 1895). В 1891 г. Мирские повинности доходы, которые в одних губерниях были ниже суммы Мирские повинности расходов, а в других превышали ее, составляли в 50 губ. Европ. России 51355551 руб., превысив в конечном итоге Мирские повинности расходы (45016796 руб.) на 6338755 рублей. Часть остатка обращена в волостные и сельские общественные капиталы. Данные о Мирские повинности доходах за 1891 г. по отдельным статьям приведены в следующей таблице.
Наименование доходов | Волостные | Сельские |
В рублях |
Сбор по раскладке | 18447752 | 20730420 |
От оброчных статей | 624602 | 6531259 |
" продажи земель и общественного имущества | 104568 | 356949 |
Сбор хлебом | 31836 | 84380 |
" с паспортов и билетов | 288946 | — |
" на плату пастухам | — | 956130 |
Штрафы и взыскания всякого рода | 275043 | 58425 |
Проценты с общественных капиталов | 516822 | 259415 |
От заключенных займов | 332498 | 720278 |
" казенных и земск. | | |
ассигнований | 72695 | 33231 |
Пожертвования | 20381 | 58690 |
За квартирование войск | 4611 | 71877 |
Страховая премия за сгоревшие общественные здания | 47773 | 29945 |
Остатки разнород. сумм | 37583 | 47416 |
Разные доходы | 176523 | 408977 |
Итого | 21008209 | 30347342 |
Всего | 51355551 руб. | |
Мирские повинности доходы получаются, главным образом, путем установления сборов с членов волости или сельского общества; так, по раскладке 1891 г. Мирские повинности сборы дали волостных доходов 88 % общего поступления, а сельских — 68 %. Доходы с оброчных статей играют видную роль лишь среди сельских доходов (21,5 %), волости же имеют незначительное число оброчных статей. Наоборот, процентов от общественных капиталов в волостные доходы (до 2,5 %) поступает больше, чем в сельские (менее 1 %). К займам волостным обществам (1,1 % общего поступления) приходится прибегать реже, чем сельским (2,4 %). Из общей суммы Мирские повинности расходов на долю волостных приходилось в 1891 г. 20065611 р., на долю сельских — 24951185 р. Если из приведенных итогов исключить отнесенные к волостным Мирские повинности расходы по Прибалтийским губ. и Измаильскому у. Бессарабской губ., где нет деления на волости и общества, а также Мирские повинности расходы по Донской обл., где административно-общественное устройство представляет также значительные особенности, то издания Центрального статистического комитета дадут возможность отметить рост Мирские повинности расходов за десятилетие 1881—91 г.
Мирские расходы.
Общая сумма Мирские повинности расходов по 46 губ. Европейской России (за исключением Измаильского у.), составляя в 1881 г. всего 32185691 р., в 1891 г. достигла 42260431 р., т. е. возросла на 31 %, причем в частности волостные расходы возросли с 14776329 руб. до 17629254 руб., т. е. на 19,3 %, а сельские — с 17409362 р. до 24631177 р., т. е. на 41,5 %. В среднем по 47 губ. Европейской России (т. е. за исключением прибалтийских губ.) на одну волость в 1891 г. падало всех Мирские повинности расходов 4535 р., между тем как в 1881 г. на волость падало в среднем всего 3412 р. Больше всего израсходовано в 1891 г. на волость в Таврической губ. (15853 р.), меньше всего — в Олонецкой губ. (1628 р.). При сопоставлении суммы Мирские повинности расходов с населением (21645973 ревизские души и 33402943 наличных мужских) оказывается, что на одну ревизскую душу в 1881 г. причиталось 1 р. 52 к., а в 1891 г. — 1 р. 99 к.; на одну наличную душу в 1881 г. — 1 р. 16 к., а в 1891 г. — 1 р. 35 к. На один крестьянский двор в 1891 г. падало всех Мирские повинности расходов 4 р. 16 к. Если переложить все Мирские повинности расходы на землю, то, считая, что во владении крестьян состоит до 127388975 дес., получится средний размер расходов на одну десятину в 35 к. (в 1881 г. в среднем на дес. причиталось всего 28 к.). Сравнение подесятинной величины Мирские повинности обложения со среднею подесятинной величиною земского обложения крестьянских земель в земских губерниях показывает, что в 1891 г. первая (35 к.) превышала вторую (17,9 коп.) почти на 100 %; в 1881 г. это превышение составляло лишь 86,66. По данным земской статистики, относящимся к 1881—85 гг., Мирские повинности сборы составляют около 1/5 всех крестьянских платежей; но так как эти данные частью относятся ко времени, когда еще взималась подушная подать, с другой же стороны, Мирские повинности сборы за последнее 10-летие значительно возросли, то несомненно, что в настоящее время на долю Мирские повинности расходов падает не 1/5 всех крестьянских платежей, а гораздо большая часть. В нижеследующей таблице приведены предметы Мирские повинности расходов за 1891 г.:
Наименование расходов | Волостные | Сельские |
В рублях |
I. Содержание должностных лиц и служащих: | | |
старшин и старост | 1887317 | 2459872 |
помощников старшин и кандидатов к ним | 265028 | — |
волостных и сельских писарей | 3074847 | 1529641 |
помощников писарей | 985291 | — |
волостных судей | 1102411 | — |
сборщиков податей и учетчиков | 42886 | 376192 |
сотских и десятских | 430969 | 1060593 |
сторожей и рассыльных | 1064999 | 1843995 |
квартирные деньги урядникам и жандармам | 181100 | 13155 |
Итого | 9034848 | 7283448 |
II. Содержание врачебного и учебного персонала | 957428 | 970102 |
Пособие и плата духовенству и плата за общественные требы | 132828 | 1048784 |
Содержание, постройка и ремонт общественных зданий: | | |
домов волостных правлений | 1834384 | — |
училищ, больниц и др. общественных зданий | 1092064 | 2028526 |
церковных и молитвенных зданий | 234413 | 2283131 |
хлебозапасных магазинов и т. п. зданий | 90908 | 609806 |
Итого | 3251769 | 4916463 |
III. Расходы по управлению, выполнению всякого рода повинностей и другие: | | |
канцелярские | 1075177 | 317123 |
по содержанию разъездных и почтовых лошадей | 3594208 | 1059261 |
путевые должностных лиц и уполномоченных | 201704 | 232568 |
по ведению судебных дел | 11917 | 115126 |
по призыву новобранцев | 192375 | 397096 |
по призрению сирых и убогих | 459526 | 144888 |
на помощь пострадавшим от неурожаев и вообще на пожертвования | 56406 | 324507 |
на арестантов и по этапной повинности | 188917 | 49654 |
на постройку и ремонт путей сообщения | 192243 | 781724 |
на пожарную часть | 85258 | 967029 |
на уплату долгов | 280395 | 758904 |
на непредвиденные и иные нужды | 161053 | 278548 |
Итого | 6489179 | 5426428 |
Всего | 19866052 | 19645225 |
IV. Расходы сельскохозяйственные | 199559 | 5305960 |
Итого | 20065611 | 24951185 |
Всего | 45016796 |
Из таблицы этой видно, что наиболее крупным расходом, составляющим свыше 45 % общей суммы волостных расходов и около 30 % сельских, является содержание должностных лиц. Содержание каждого волостного старшины обходится в среднем около 180 руб. в год. Средняя эта по отдельным губ. колеблется сравнительно в небольших пределах; наибольшее уклонение ее в сторону увеличения замечается по столичным губерниям (420 руб. в Московской и 333 руб. в С.-Петербургской губ.), Ярославской (308 руб.) и Калужской (288 руб.); наоборот, значительно пониженное содержание получают волостные старшины в прибалтийских губерниях (50 р. в Лифляндской и 73 р. в Эстляндской), а также в Виленской (78 р.), Гродненской (80 р.) и Архангельской губ. (87 р.). Содержание волостного писаря в среднем обходится в 290 руб. в год, причем пределы, в которых колеблется эта средняя по отдельным губерниям, еще теснее, чем пределы колебаний средней содержания старшин. Наибольшее (в среднем) содержание получают писаря в Таврической (465 р.), Казанской (455 р.), Астраханской (451 р.), Воронежской (400 р.) и Могилевской (391 р.) губерниях: наименьшее — в Лифляндской (183 р.). Вологодской (208 р.), Новгородской (219 р.), Костромской (219 р.) губерниях и в Донской Области (205 р.); в остальных губерниях содержание писарей не ниже 240 и не выше 360 р. Содержание помощника волостного старшины, где такая должность существует и оплачивается, в среднем составляет около 30 р. в год. Содержание сельских старост обходится сельскому обществу в среднем около 33 р. в год; средняя эта колеблется по отдельным губерниям в пределах от 13 р. (Гродненская губ.) до 70 р. (Таврическая); в большинстве губерний уклонения от средней незначительны: выше 60 р. (в среднем) старосты получают лишь по пяти губерниям, ниже 20 р. — также по пяти губерниям. Почти 1/3 всех старост но получает никакого вознаграждения и несут эту должность как натуральную повинность. Содержание сельского писаря, где такая должность имеется и оплачивается, обходится сельскому обществу в среднем около 42 р. в год. Более или менее значительное содержание сельские писаря получают в Таврической (201 р.) и Астраханской губ. (184 р.); во всех остальных содержание это ниже 100 р., колеблясь от 96 р. до 6 р. Содержанием и постройкою общественных зданий поглощается из волостных сумм — свыше 15 % общей суммы расходов, из сельских — около 20 %. На содержание врачебного и учебного персонала расходуется до 5 % волостных сумм и несколько более из сельских. Расходы по содержанию разъездных и почтовых лошадей составляют из сельских сумм около 5 %, из волостных — 18 %. На покрытие всех расходов по трем первым группам вышеприведенной таблицы пошло 39511277 руб., или 87,2 % всех Мирские повинности расходов, причем эта сумма распределилась почти поровну между волостными и сельскими расходами. Остальные 5505519 р., составляющие 12,8 % всех Мирские повинности расходов, обращены на покрытие сельскохозяйственных расходов, причем из этой суммы на счет волостных расходов падает лишь незначительная часть в 199559 р., или 3,6 %, остальные же 96 % сельскохозяйственных расходов покрыты из сельских сумм. Сельскохозяйственные расходы слагаются из следующих статей:
Покупка земель | 203424 руб. |
Аренда земель | 1135583 " |
Размежевание земель | 87238 " |
Общественные запашки | 50874 " |
Наем пастухов | 3685156 " |
Приобретение улучшенных производителей скота | 320460 " |
Уничтожение вредных насекомых | 17419 " |
Борьба с эпизоотиями | 5365 " |
Значительные суммы на покупку земли истрачены по губ. Таврической (70210 р.), Харьковской (22873 р.), Полтавской (11744 р.), Саратовской (14212 р.), Псковской (10333 руб.), Симбирской (7887 р.) и Екатеринославской (6753 р.), на аренду земель — по губ. Московской (181387 р.), Владимирской (128668 р.), Бессарабской (74531 р.), Саратовской (60445 р.), С.-Петербургской (60384 р.) и Херсонской (50306 р.). Наиболее производительными для крестьян являются, без сомнения, сельскохозяйственные Мирские повинности расходы, производимые большею частью сельскою общинною как хозяйственной единицей и юридическим лицом, стоящим на почве гражданского права; это — нечто вроде складчины на общеполезные хозяйственный надобности. Исключительно крестьян касаются и справедливо на них одних только падают и некоторые др. Мирские повинности расходы, напр. расход на народное образование, являющийся (в земских губерниях) добровольной прибавкой к земским ассигновкам на этот предмет, или расход по призыву новобранцев, вызываемый доставкою в уездный город новобранцев-крестьян. Но значительнейшую часть Мирские повинности доходов поглощают расходы совершенно иного характера, покрытие которых в видах государственных безусловно обязательно для волостных и сельских обществ, как для низших административных единиц. Сюда относится, прежде всего, содержание должностных лиц крестьянского общественного управления, которые на самом деле являются низшими полицейскими агентами в уезде, равно как исполнительными органами земских управ, земских начальников и других учреждений. Услугами этих должностных лиц неизбежно пользуется все сельское население уезда. Органом государственной власти, прямо или косвенно касающимся всего населения, является и волостной суд, к которому могут обращаться в качестве истцов лица всех сословий. В связи с содержанием должностных лиц стоят или такое же общегосударственное значение имеют и некоторые другие Мирские повинности расходы (канцелярские, расходы по содержанию домов волостного правления, разъездных и почтовых лошадей, арестантов и по этапной повинности), которые справедливо могли бы быть возложены не на одних крестьян, а на все сельское население (т. е. на все население, живущее или владеющее недвижимою собственностью вне городов), без различия классов и сословий. В 1891 г. на покрытие расходов этой категории было обращено: из волостных сумм 15727534 р. (более 3/4 всех волостных расходов), а из сельских сумм — 8709486 р. (более 1/3 всех сельских расходов). Необходимость реформы Мирские повинности сборов, но в крайне узких пределах, намечена в министерской программе, предложенной на обсуждение губернских совещаний, образованных в 1895 г. ввиду предстоящего общего пересмотра положений 19 февраля 1861 г. Предполагается привлечь к платежу Мирские повинности сборов тех из числа проживающих в селениях посторонних лиц, которые в губерниях, где введено положение о земских начальниках, подведомственны сельскому и волостному управлению, т. е. мещан, посадских и ремесленников, — но не лиц так назыв. привилегированных сословий. Ср. Скребицкий, "Крестьянское дело в царствование императора Александра II" (т. III, Бонн, 1865); "Мирские повинности доходы и расходы за 1891 г." ("Вестн. финансов", 1895 г., № 15); внутренние обозрения "Вестника Европы" 1893 г. №№ 10 и 12 и 1 8 95 г. № 3; указанные в тексте издания Центрального статистич. комитета; Скибинский, "Крестьянское Мирские повинности хозяйство" (2 изд., СПб., 1895).
А. Я.