Мендельсон-Бартольди

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МЕА
МЕБ
МЕВ
МЕГ
МЕД
МЕЕ
МЕЖ
МЕЗ
МЕИ
МЕЙ
МЕК
МЕЛ
МЕМ
МЕН
МЕО
МЕП
МЕР
МЕС
МЕТ
МЕУ
МЕФ
МЕХ
МЕЦ
МЕЧ
МЕШ
МЕЩ

Мендельсон-Бартольди (Felix Mendelsohn-Bartholdy) — выдающийся немецкий композитор, еврейского происхождения (1809—1847), внук Моисея M. 15-лeтним юношей он окончил университет, а знаменитую увертюру "Сон в летнюю ночь" написал, когда ему было 18 лет (вся музыка к комедии Шекспира написана позднее). Кроме того, Мендельсон-Бартольди-Б. занимался литературой, живописью и проч. Занятия у Бергера (по фортепиано) и у Цельтера (по теории) так подвинули Мендельсон-Бартольди-Б., что 8-ми лет он мог свободно читать с листа самую сложную музыку и совершенно правильно приписывать к данному басу гармонию. В 1827 г. была поставлена в Берлине опера Мендельсон-Бартольди-Б. "Die Hochzeit des Gamacho", не оправдавшая возлагавшихся на нее надежд. Впоследствии Мендельсон-Бартольди-Б. очень мало писал для сцены: в 1829 г. им написана небольшая опера (Eiederspiel) "Heimkehr aus der Fremde", предназначавшаяся для исполнения в семье Мендельсон-Бартольди, а не для публики; другая опера, "Лорелея", осталась неоконченной. Увертюра "Hebriden" (1832) и "Итальянская симфония" (1833) представляют отголоски путевых впечатлений Мендельсон-Бартольди: первая навеяна Фингаловой пещерой на Гебридских островах, вторая — Неаполем. Как композитор Мендельсон-Бартольди имел наибольший успех, кроме Германии, в Англии, чем и объясняются частые посещения им этой страны. С 1833 г. начинается деятельность Мендельсон-Бартольди как дирижера, сначала в Дюссельдорфе и прирейнских городах, потом в Лейпциге, где он дирижировал концертами Gewandhaus'а и основал консерваторию. С 1843 по 1845 г. Мендельсон-Бартольди жил в Берлине, где занимал место главного директора церковной музыки. Главная заслуга Мендельсон-Бартольди как капельмейстера заключается в пропаганде лучших произведений величайших композиторов: он впервые познакомил немецкую публику с симфонией C-dur Франца Шуберта, исполнял Генделя, С. Баха. Наиболее выдающиеся сочинения Мендельсон-Бартольди — оратории "Павел" (1836) и "Илия" (1840), баллада "Вальпургиева ночь", увертюра (кроме названных выше) "Ruy Blas" (1839), симфонии A-dur (1833) и A-moll (1842), скрипичный концерт (1845), фортепьянный концерт G-moll (1832), песни без слов для фортепиано, по своей выразительности стоящие выше вокальных песен Мендельсон-Бартольди Всех симфоний Мендельсон-Бартольди написал 5, концертных увертюр — 7, фортепьянных концертов — 2, скрипичных — 3, струнных квинтетов — 2, струнных квартетов — 7, 1 струнный октет, 1 секстет для фортепиано со струнными, 3 квартета с фортепиано, 2 струнных трио с фортепиано, сонату для фортепиано и скрипки, 2 сонаты с фортепиано и виолончелью, 3 оратории, кантату "Lobgesang", музыку к "Антигоне", к "Аталии", к "Эдипу в Колоне", 3 мотета для хора, 8 псалмов, много вокальных песен, хоров, фортепьянных, органных пьес (3 прелюдии и фуги, 6 сонат) и проч. Мендельсон-Бартольди воспитался на классических образцах; их влияние видно как в форме, тематической разработке, так и в оркестровке. В свои сочинения он внес, однако, и новые веяния, и хотя не может стать в уровень с первоклассными великими композиторами, но после них занимает ближайшее место. В его больших сочинениях, например в ораториях, симфониях, недостает величественного единства построения, грандиозного полета мысли. Живя в эпоху романтизма, охваченный ее атмосферой, Мендельсон-Бартольди написал музыку к "Sommernachtstraum", в которой все характерные черты его таланта выступили наиболее рельефно; впоследствии он стал повторяться. Невыгодная сторона его творчества — тяготение к минору. Музыка Мендельсон-Бартольди вызвала целый ряд подражателей, как в Германии, так и вне ее пределов. Письма Мендельсон-Бартольди хорошо его характеризуют, особенно "Reisebriefe" (Лейпциг, 1861). Обширный список биографий и статей, посвященных Мендельсон-Бартольди, помещен в "Biographie universelle des musiciens" Фетиса (suppl ément et complément).

Н. Соловьев.

Смотрии так же...