Увертюра

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
У УА УБ УВ УГ УД УЕ УЖ УЗ УИ УЙ УК УЛ УМ УН УО УП УР УС УТ УФ УХ УЦ УЧ УШ УЩ УЭ УЮ УЯ
УВА
УВЕ
УВИ
УВО
УВР
УВУ
УВЯ

Увертюра (от ouvrir — открывать) — музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы или концерта. Форма Увертюра постепенно и долго развивалась. Старейшая Увертюра относится к1607г. Это — род интродукции, которую Монтеверде приписал к своей опере "Орфей". Отличаясь простейшей формой, эта Увертюра была так коротка, что ее играли три раза подряд. На некоторое развитие формы Увертюра обратил внимание французский композитор Люлли, но его Увертюра не были обширны — так, напр., Увертюра к опере "Армида" (1687) заключала в себе тридцать два такта. Форма так называемой французской Увертюра Люлли состояла из двух частей: Grave и Allegro, преимущественно фугированного. Иногда после Allegro следовало опять Grave. Эта форма перешла в Италию, но при Александре Скарлатти в Италии сложилась форма самостоятельной Увертюра, или так называемой симфонии. Она состояла из Allegro, Andante и Allegro (повторение первого). Гендель в своих ораториях расширил формы Увертюра, введя в нее три различные темы. Но в некоторых ораториях, как напр. в "Мессии", он придерживался французской формы Увертюра, т. е. составляя ее из Grave и следующей за ней фуги в скором темпе. Еще большее внимание обратил на форму Увертюра Глюк. Полного расцвета достигает эта форма при Моцарте и Бетховене, у которых она облекается в ясную форму сонаты или сонатины (см.). Но не всегда они придерживались этих форм в Увертюра, напр. Увертюра к опере 4 Волшебная флейта" Моцарта и "Zur Weihe des Hauses" op. 124 Бетховена написаны в форме свободной фуги. Увертюра "Афинские развалины" Бетховена написана в форме рондо. Отступления от установившейся позднейшей формы Увертюра встречаются преимущественно у итальянских композиторов, напр. Увертюра "Вильгельм Телль" Россини состоит из четырех самостоятельных частей (медленной, скорой, медленной и быстрой), содержание которых рисует сюжет оперы, хотя темы не взяты из самой оперы. Многие Увертюра к операм содержат темы, взятые из самих опер, но есть и такие, которые написаны самостоятельно и имеют связь только в смысле настроения. Образцовыми Увертюра могут считаться следующие: к "Дон-Жуану" Моцарта, "Эгмонту" и "Фиделю" Бетховена, "Геновеве" Шумана, к "Руслану", "Жизнь за Царя" Глинки, "Ромео и Джульетта" Чайковского, Увертюра Мендельсона, Вагнера, Рубинштейна, Шуберта и пр. Существуют Увертюра в качестве самостоятельных симфонических произведений — не оперные, а концертные. В них форма шире, в особенности в смысле тематической разработки. Сонатная форма Увертюра отличается от той же формы первой части симфонии тем, что в ней нет повторения первого отдела и что тематическая разработка более сжата. Не следует смешивать Увертюра со вступлением (см.) к опере, так как последняя не имеет установившейся формы.

Н. С.

Смотрии так же...