Котляревский, Александр Александрович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Котляревский, Александр Александрович — известный славист, археолог и этнограф (род. в 1837 г. в Крюкове, предместье города Кременчуга, умер 29 сентября 1881 г. в Пизе). Из полтавской гимназии он поступил в московский университет, где был ревностным учеником Ф. И. Буслаева, деятельность которого была именно тогда в полном расцвете. Общественное оживление первых лет царствования Александра II отразилось на молодых учащихся поколениях особенным возбуждением к труду и, между прочим, сопровождалось разнообразным подъемом народных изучений. Котляревский был увлечен этим новым движением и со студенческой скамьи много работал в различных отраслях "старины и народности". К началу 60-х годов он уже заметно выдвигался среди молодых ученых, когда несчастная случайность повела, в 1862 г., к его аресту: несколько месяцев заключения причинили сильное расстройство его здоровью, и, кроме того, арест по "политическому" делу впоследствии затруднил для него преподавательскую деятельность. По освобождении, в 1863 г., он с большой ревностью отдался научным работам; принимал деятельное участие в основании московского археологического общества (1864) и в первых его предприятиях. В начале 1867 г. Котляревский предложено было занять кафедру славянского и русского языковедения в Дерпте; чтобы сделать это для него возможным, потребовались усиленные хлопоты. В половине 1868 г. он защитил в спб. унив. диссертацию: "О погребальных обычаях языческих славян", обратившую на себя большое внимание в ученом мире, и вскоре был утвержден на дерптской кафедре. Здесь он пробыл недолго; с конца следующего года стали обнаруживаться тревожные признаки болезни, которая с тех пор уже не оставляла его; в 1872 г. он отправился за границу, жил в теплом итальянском климате, оправлялся, потом опять заболевал. Большую часть заграничного пребывания он провел Праге, где привел к концу и напечатал исследования по старой славянской истории: "Книга о древностях и истории поморских славян в XII веке", "Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности" (Прага, 1874) и "Древности права балтийских славян" (там же, 1874). Одна из этих книг была его докторской диссертацией, которую он защитил в Петербурге 17 ноября 1874 г., при довольно бурном споре с В. И. Ламанским. После защиты диссертации Котляревский вернулся опять за границу, а тем временем получил приглашение на кафедру в Киев; он принял это предложение, но дело было опять затруднено тем, что прежнее разрешение преподавания ограничивало его профессорскую деятельность одним Дерптом. Наконец, Высочайшим повелением это запрещение было отменено, и в конце 1875 г. Котляревский поселился в Киеве. В течение нескольких лет он вел здесь курсы по разным отделам "Энциклопедии славяноведения", которую ему хотелось установить; принимал деятельное участие в трудах "Общества Нестора летописца", где он был избран председателем (с 1879 г.); был также председателем славянского благотворительного комитета в то время, когда общество было возбуждено южнославянскими делами и шло движение добровольцев в Сербию; читал лекции на киевских женских курсах; работал по изданию сочинений М. А. Максимовича; приготовил и издал в воронежских " Филологических Записках" (и отдельно, в 66 нумерованных экземплярах) замечательный "Библиологический опыт о древней русской письменности" (Воронеж, 1881), предоставляющий изложение истории ее изучения (общее историческое обозрение, история изучения древнеславянского и древнерусского языков и письма). Это был его последний труд. Летом 1881 г., по требованию врачей, он выехал за границу, где и умер. Котляревский был выдающимся представителем того периода в развитии нашей науки, который последовал за первыми трудами нашей славистики и влияниями Гримма в изучении нашей народной старины: в славистике он был учеником Бодянского, но уже скоро самостоятельным, в изучениях народной поэзии — учеником Буслаева, от которого принял влияние Гриммовой школы, оставаясь, однако, свободным от крайних увлечений, в какие впадали другие последователи этой школы, как, напр., Афанасьев и Ор. Миллер. Первые его труды были популярно-критические, в области литературной истории, народно-поэтической старины и языка. Они вызывались необходимостью установить приемы исследования, которые приносила новая школа и которые не были достаточно строго соблюдаемы в среде самих специалистов, и вместе устранить из науки многое, что еще пользовалось авторитетом в ходячих понятиях. Такова была его книжка "Старина и народность" (1862); таковы были позднее специальные разборы "Поэтических воззрений славян на природу" Афанасьева, "Истории русской жизни" Забелина и др. Он принял участие в тех трудах, которые давали тогда новое направление историко-литературному изучению, расширяя область исторического наблюдения данными истории общественной, народно-поэтического творчества. Основание археологического общества в Москве на некоторое время направило его интересы преимущественно на археологию; в это время была написана его книга "О погребальных обычаях", которая может служить образчиком его приемов исследования: к изучению привлечены самые разнообразные источники — язык, предания, сохраненные летописью разных славянских народов, предания современные, сохранившие отголосок старого обычая, памятники вещественные, доставляемые археологическими раскопками, наконец, предания и обычаи других индоевропейских племен. В Киеве он мог поставить свой курс гораздо шире, чем в Дерпте; его мечтой была энциклопедия славяноведения, систематическое обобщение того, что сделано до сих пор в науке. Этот план он старался выполнить в своих курсах, надеясь, вероятно, осуществить его затем и в литературе. Этого не случилось, но здесь, как и в ранних его трудах, сказывается живое понимание потребностей науки в условиях нашего образования: возникая обычно из чужого источника, или подчиняясь ходу западных научных теорий, она существует отрывочно, эпизодически, лишенная и общих оснований метода, и обобщений ее содержания, и потому столь же отрывочно отражается в общем образовании, в котором, однако, специальное развитие науки должно было бы иметь свою первоначальную опору. Поэтому, наряду с исследованиями специальными Котляревский считал необходимыми общие обзоры и руководства. Работы Котляревский, кроме отдельных его книг, рассеяны частью в общих изданиях, частью в специальных, как воронежские "Филологические Записки", "Труды" и "Вестник" московского археологического общества, "Отчеты об Уваровских премиях при академии наук", "Беседы" московского общества любителей рос. словесности, "Труды" киевского общества Нестора летописца и др. В 1889—91 г. изданы при II отделении акад. наук "Сочинения А. А. Котляревского" (в "Сборнике" II отд., т. XLVII — XLIX и отдельно три тома); издание закончено четвертым томом (т. L "Сборника"), к которому присоединены "Материалы дли биографии А. А. Котляревский", А. Н. Пыпина.

Некрологи и воспоминания: "Поминка по А. А. Котляревский" (Киев; 1881; статьи и речи П. И. Аландского, И. Н. Жданова, Н. П. Дашкевича); "Sitzungsberichte der gelehrten estnischen Gesellschaft", за 1881; "Neue D ö rptsche Zeitung" (октябрь, 1881); "Итоги славянской и русской филологии", А. Кочубинского (в "Записках" новоросс. университета, т. XXXIII, и отдельно: Одесса, 1882, стр. 229—236); "Биографич. словарь проф. и преподавателей Имп. унив. св. Владимира" (Киев, 1884); "Воспоминания" Алексея Веселовского (Киев, 1888; из "Киевской Старины"); "А. А. Котляревский", А. В. Стороженка, "Вестник Европы" (1890, июль); Котляревский Н. Бестужев-Рюмин, по поводу 1-го тома "Сочинений", в "Жур. М. Н. Пр.", т. CCLXIV; "А. А. Котляревский, как преподаватель", И. Д. С., ("Русская Старина", 1893, июнь); "Памяти отца наместника Леонида, А. А. Гатцука, Н. А. Попова и А. А. Котляревского" (как продолжение "Исторической записки" моск. археолог. общества), М., 1893 (статья Котляревский И. Линниченка).

А. Пыпин.

Смотрии так же...