Комулей

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Комулей (Комулович, Александр) — аббат (Allessandro di Comolo, arciprete di S. Geronimo), далматинец из города Спалатро, род. в 1548 г. Католический миссионер на православном Востоке, горячий проповедник антиоттоманской лиги, Комулей, вместе с иезуитом Раджие, объездил в 1584—1587 гг. Балканский полуостров, насаждая католицизм. Комулей, как знавший славянские языки, в 1594 г. отправился к князю трансильванскому и к воеводе молдавскому поднимать их против турок. Существенных результатов его миссия не имела. В Польше Комулею удалось организовать шеститысячный отряд казаков, но поход их кончился ничем. Из Польши направился Комулей, в звании папского легата, в Москву. На царя Феодора рассчитывали подействовать, выставляя на вид славу и пользу, какую Россия извлечет из борьбы с турками в союзе с цезарем, легкость предприятия и ожидание угнетенных единоверцев России. Наказ, данный Комулей, прямо не затрагивал вопроса о единении церквей, но рекомендовал выставить на вид внимание, оказанное папам предшественниками царя; указать на неприличие в делах веры подчиняться константинопольскому патриарху, стоящему, в зависимости от врага имени Христова; на то, что титулы всегда раздавались папами и пр. Наказ, в главных чертах, напоминает раньше данный Поссевину. Известий о пребывании Комулей в Москве (апрель-май 1595 г.) и переговорах его не сохранилось. Несомненно, что миссия его успеха не имела; на папскую грамоту (22 января 1594 г.) даже не ответили. Пробыв в Вильно, где он энергично управлял виленской епархией два года, Комулей в мае 1597 г. снова явился в Москву, как посол Климента VIII. Прием был холодный. В промежуток двух приездов Комулей состоялась Брестская уния, и в глазах русского правительства она не могла вызвать доверия к Риму. Царская грамота в ответ на папскую оказалась, поэтому, ниже ожиданий римской курии. В 1599 г. Комулей вступил в иезуитский орден и последние годы жизни посвятил распространению католичества среди славян Адриатического побережья. Рагуза стала центром его деятельности; здесь он и умер в начале XVII столетия.

Ср. Ту-в, "Historica Russiae Monumenta" (II); Григорович, "Переписка пап с российскими государями в XVI столетии"; "Русская Историческая Библиотека" (VIII, документ, напеч. Ф. И. Успенским); "Памятники дипломатических сношений" (X); Бантыш-Каменский, "Историческое известие об унии"; Карамзин (X, 188—191, 207, изд. 1824 г.); Толстой, "Римский католицизм в России" (I); Pierling, "Papes et tsars"; его же, "L. Komulovica Izvjestaj i Listovi" (Загреб, 1882); его же, "Novi Izvori о L. Komulovicu" (Загреб, 1885).

Е. Шмурло.

Смотрии так же...