Поссевин

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПОА
ПОБ
ПОВ
ПОГ
ПОД
ПОЕ
ПОЖ
ПОЗ
ПОИ
ПОЙ
ПОК
ПОЛ
ПОМ
ПОН
ПОП
ПОР
ПОС
ПОТ
ПОУ
ПОХ
ПОЦ
ПОЧ
ПОШ
ПОЭ
ПОЮ
ПОЯ

Поссевин (Антоний) — один из наиболее видных деятелей католической реакции (1534—1611). Родился в Мантуе, учился в Риме; поступил в орден иезуитов. Участвовал в преследовании савойских вальденцев в 1560 и 1561 гг., потом был отправлен во Францию, где боролся с кальвинистами, проповедью и изданием сочинений полемического характера; был ректором Иезуитской коллегии в Авиньоне. Возвратясь в Рим, был назначен секретарем генерала ордена иезуитов. Вследствие просьбы шведского короля Иоанна, склонявшегося к католицизму, о присылке в Стокгольм ученого богослова, Григорий XIII отправил к нему, в 1577 г., Поссевин Чтобы не возбуждать подозрений у протестантского населения, Поссевин явился в Швецию одетым в светское платье. Ему вскоре удалось окончательно обратить Иоанна III в католичество (1578). Ответ на разные сомнения короля по поводу некоторых религиозных вопросов Поссевин напечатал под заглавием: "Responsiones ad nobilissimi et regii viri septentrionalis interrogationes, qui de salutis seternae comparandae ratione ac de vera Ecclesia capiebat institui". Зная, что нельзя будет приступить к восстановлению католицизма без предварительных уступок по некоторым вопросам церковной обрядности, Иоанн передал Поссевин список тех 12 пунктов, по которым он находил необходимым исходатайствовать диспенсацию со стороны Рима для шведской церкви. В 1578 г. Поссевин отправился в Рим, чтобы добиться скорейшего ответа на это требование. Собранная папой комиссия не нашла возможными удовлетворить пять важнейших пунктов, и Поссевин был отправлен обратно в Швецию, с назначением его нунцием к Иоанну III и апостольским викарием для Москвы, Ливонии, Руси, Венгрии, Померании и Саксонии. На возвратном пути из Рима Поссевин посетил баварского герцога Альбрехта, императора Рудольфа II и короля Стефана Батория, исполняя разные дипломатические и церковные поручения папы, и позаботился об устройстве для щведов отделений при католических коллегиях в Ольмюце и Браунсберге. В 1579 г. он прибыл в Швецию, на этот раз в платье своего ордена. Отказ Рима дозволить мирянам принимать причастие под обоими видами, а священникам — вступать в брак и совершать богослужение на народном языке, охладил, однако, короля к плану воссоединения шведской церкви с католической. После бесплодных усилий убедить короля произвести переворот, Поссевин покинул Стокгольм (1580). Посольство Иоанна Грозного к Григорию XIII, с просьбой быть посредником между Москвой и Стефаном Баторием, навело папу на мысль воспользоваться этим случаем, чтобы, примирив воюющие стороны, привлечь их к образованию лиги против турок и, сверх того, попытаться обратить Россию в католичество. Для выполнения такой миссии папа избрал Поссевин, и в 1581 г. он выехал из Рима вместе с русскими послами. Ему удалось заключить перемирие между Иоанном и Баторием 15 янв. 1582 г. (см.). Тотчас после этого Поссевин поехал в Москву, где ему пришлось разочароваться в надежде обратить царя в католичество. Затем он отправился в Рим, сопровождая туда посла Иоанна Грозного, Молвянинова, но скоро выехал оттуда в Польшу с разными дипломатическими поручениями. В особенности старался он уладить раздор между Баторием и императором Рудольфом II из-за земель, отнятых последним у Трансильвании. В то же время он не упускал из виду и религиозных дел: требовал энергичной борьбы с протестантизмом в Трансильвании, думал одно время посвятить свою деятельность обращению Молдавии и Валахии в католицизм, стремился к соединению православной церкви в литовско-русских землях с католической и вошел по этому поводу в сношения с князем Константином Острожским. Поссевин полагал, что, добившись унии западно-русской церкви с Римом, он значительно подготовит дорогу к этому и для Москвы. Тем временем в голове Батория, после смерти Иоанна Грозного, зародился план завоевать сначала Москву и затем уже двинуться против турок. Баторий встретил горячее сочувствие у Поссевин, всячески старавшегося склонить Рим в пользу планов польского короля. Но папа Григорий XIII холодно отнесся к проекту Батория, как расстраивавшему его план лиги против турок, и воспретил Поссевин приезжать в Рим для хлопот по этому поводу, а в 1585 г. приказал ему оставить королевский двор и жить в иезуитской коллегии в Браунсберге. Со вступлением на папский престол Сикста V отношение курии к проектам Батория, которые Поссевин продолжал настойчиво поддерживать, несколько изменилось: он был вызван в Рим (1586) и встретил, по-видимому, сочувствие папы, решившегося, однако, сделать попытку примирения Польши с Москвой. В конце 1856 г. Поссевин было приказано опять отправиться в Варшаву и Москву с дипломатической миссией. 12 дек. того жо года умер Баторий, а так как поведение Поссевин вызывало подозрения Габсбургов, выставивших свою кандидатуру на польский престол, то он был немедленно отозван из Польши. После того он только однажды попытался вмешаться в политику, в интересах франц. короля Генриха IV (1593); но это вызвало сильнейший гнев папы Климента VIII, и Поссевин должен был бежать из Рима. Конец жизни он всецело посвятил научным работам. Умер в Ферраре. Из многочисленных трудов Поссевин (см. перечень их у Sommervogel'я, "Bibl. de la Compagnie de J é sus", т. VI, Поссевин, 1895) особенно заслуживают внимания: "Moskovia" (Вильно, 1585"), "Bibliotheca selecta, qua agitur de r a tione studiorum" (Рим, 1593; род энциклопедии наук) и "Apparatus sacer ad scriptores veteris et novi Tesiamenti etc." (В., 1603—1606; сочинение, не лишенное значения и в настоящее время).

Литература. Jean Dоrignу, "La vie du p è re Antoine Possevin" (IIap., 1712; итальянский перевод Gbezzi, Венеция, 1759, с добавлением нескольких новых документов); Дахнович, "Иезуит Антоний Поссевин" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1865, №№ 1 — 4); Piaget, "Histoire de l'établissement des Jé suites en France" (1893); Theiner, "Schweden und seine Stellung zum heiligen Stubl unter Johann III, Sigismund III und Karl IX" (Аугсбург, 1838); гр. Д. Толстой, "Римский католицизм в России" (СПб., 1876); Pierling., "Un nonce du pape en Moscovie" (Поссевин, 1884); его же, "Le Saint Si è ge, la Pologne et Moscou" (Поссевин, 1885); его же, "Papes et Tsars" (Поссевин, 1890); его же, "La Russie et le Saint-Si è ge" (Поссевин, 1897, т. II); Lerpigny, "Un arbitrage Роntifical" (Брюссель и Поссевин, без года); Форстен, "Балтийский вопрос в XVI и XVII ст." (СПб. 1893, т. 1). В последнее время изданы новые документы, относящиеся к истории дипломатической деятельности Поссевин: "Antonii Possevini Missio Moscovitica ex annuis litteris societatis Jesu excerpta curante P. Pierling S. J." (Поссевин, 1882); "Listy Kardynał a di Gomo do O. Antoniego Possevina, wyj ę te z Archiwum Watykanskiego przez O. Paw ła Pierling'a" (Краков; 1885; оттиск из "Przeglą d'a Powszechnego"); Pierling, "Bathory et Possevino. Documents inédits sur les rapports du Saint-Siè ge avec les Slaves" (Поссевин, 1887); Ф. Успенский "Наказ царя Ивана Васильевича Грозного князю Елецкому с товарищами" ("Записки Новороссийского Университета", 1885, т. 43); его же, "Переговоры о мире между Москвой и Польшей" (там же, 1887, т. 45).

Н. Л—ч.

Смотрии так же...