Колесное производство

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Колесное производство (кол. повозок) во многих местностях является самостоятельным промыслом, занимающим немалое число рабочих рук, преимущественно кустарей; так, например, в Полтавской губернии более 1000 "колесников", в Калужской 530, вырабатывающих ежегодно на 279000 руб.; в 5 уездах Курской губернии 435 рабочими выделывается на 127250 руб.; в Екатеринбургском уезде Пермской губернии — на 146000 руб.; в Александрийском уезде Херсонской губернии на 110000 руб.; в Казанской губернии работают 315 колесников и т. п.

В колесе (см.) различают: обод, ступицу или ступку и спицы. В деревянных колесах А) обод бывает или цельный, из одного куска — гнутый (см.) дубовый (в большинстве местностей России), ясеневый, берестовый и даже осиновый (Бежецкий уезд) [Лучшие гнутые дубовые ободья приготовляются только из толстомерных деревьев.], или же — в западных губерниях, в Царстве Польском и за границей — составной, состоящий из 6—10 кривых частей — "косяков" или "колодок", из дуба, бука, граба, березы, ясеня и береста. Для приготовления таких косяков раскалывается отрубок ствола дерева на 4—8 частей, смотря по толщине, и из каждой части, после удаления заболони и сердцевинных слоев, выделывается, по лекалу, одна штука, причем наблюдается, чтобы прямые грани косяка были параллельны годичным слоям, для предупреждения раскола при вколачивании спиц. Артиллерийские колеса не могут у нас быть с гнутыми ободьями, относительно же косяков требуется, чтобы они были выработаны из дубовых брусков, на поперечном сечении которых — торце — приходится 5—20 годичных слоев на дюйм, и другие условия относительно направления волокон и т. п. В оболваненных косяках допускаются трещины не глубже 1/5 толщины их и не длиннее 1/8 длины, а равно вполне здоровые сучья, менее 1 дюйма толщиной и при этом не выходящие на боковые стороны и расположенные не ближе 1 дюйма от места просверливания дыр для спиц и болтов и краев косяка [Качества древесины, заготовленной для артиллерийских колес, испытываются особенным образом (ср. "Русский Лесопромышленник", 1888 г., № 20).]. Ободья для большей прочности часто покрываются снаружи железной полосой — "шиной", отчего и различают (Таврическая губерния) "ковковые" колеса от "нековковых"; последние, как более крупные, стоят дороже. По размерам обода, внутренний диаметр которого обыкновенно измеряется у нас четвертями аршина, определяется и величина колес; в этом отношении различают: осьмерик — 8—9 четвертей, семичетвертовый — 7 (Москва), шестерик — 6 (Харьков) и другие, частью с особенными названиями, аршинник или междоумок — 4, безымянка — 3—3½, подкат — 2½—3 и пр. Иногда (например в Волынской губернии) сортируют гнутые ободья и по длине в аршинах. Эти ободья большей же частью приобретаются колесниками от скупщиков или самых "ободчиков" [В селе Державине, Казанской губернии, где почти все население ободчики, существует такое подразделение их при изготовлении ободьев: приготовляют выреза для ободьев "тесари", распаривают их в парницах — "выпальщики", гнут выреза на галах или гибалах в ободья — "закрепщики" и, наконец, связывают готовые ободья толстыми лыками — "вязальщики" (ср. "Русский Лесопромышленник", № 65).]. Хороший рабочий приготовляет в день на парнице до 12 плах, а два человека с лошадью сгибают в 3 дня до 20 ободьев. Б) Ступица изготовляется из дуба, березы (предпочтительно свилеватой), береста и изредка ольхи, а для дорогих экипажей — из ясеня, ореха и платана, причем за границей предварительно распаривается в горячей воде для более легкого просверливания в ней осевого отверстия. Сырой материал на 4 штуки покупается колодами или "чурбаками"; он распиливается на части длиной 12 вершков и каждая часть "оболванивается" топором. Затем "болванка" (чурбан) обтачивается на особом станке, примитивного у нас устройства, состоящем из двух приклоненных к стене стоек, между которыми помещены неподвижный и подвижный "центры". Над станком приделывается к потолку "зыбь", от конца которой идет веревка, обертывающая болванку и надеваемая для точения петлей на ногу; при этом употребляются инструменты: сбивальники или сбивальни большой и малый, гладильник или гладичка и пищаль, писарь, резчик, рубечник или дорожник; первые заменяют собой употребляемую при токарных работах обыкновенную вогнутую стамеску, второй — прямую или косую, а третий служит для проведения линий, ограничивающих гнезда спиц, равно как и нарезок, делаемых для украшения. Посередине ступицы, при отделке ее, оставляется выпуклость — "матка" (Новгородская губерния). В артиллерийских колесах дубовая ступица состоит из двух половинок, и в ней допускаются сучья только в тех местах, где будут выдолби (гнезда) для спиц, а равно известного рода, точно определенная, неправильность в расположении древесных волокон по длине. В) Для соединения обода со ступицей служат спицы, по 9—12 в передних колесах и по 11—13 в задних, располагаемые по радиусам, идущим от ступицы. Они делаются из дуба и ясеня, а за границей часто из акации, и должны быть прочны, упруги и совершенно не иметь сучьев и свилеватости, а на болванках для артиллерийских колес требуется, чтобы средний сердцевинный луч на торце был перпендикулярен к узкой стороне бруска. Спицы обделываются на станке — скамейке со вделанными в нее брусками: неподвижным и подвижным; на зарубки этих брусков кладутся спицы и отделываются стругом и скобелем, причем им дается круглая или стрельчатая форма Длина спиц определяется трояко: а) "в прирезе" — как длина между наружной поверхностью ступицы и внутренней обода; б) "в составе" — та же длина вместе с длиной частей, входящих в ступицу и обод, и в) "в заготовке" или "обделке" — соответственно длине кряжа, из которого выкалывается. Длина "в составе" у каретных колес — 12—14 вершков, тележных, ломовых или роспускных — 10—11 вершков, линеечных — 8 вершков и т. п.; "длина в заготовке" на 1 вершок больше. Часто (в восточных губерниях) спицы выделываются в лесу особыми рабочими, и тогда один человек заготовляет в день до 300 штук [Изготовление различных частей колес на отдельных местах особенно развито в Америке (ср. "Вестник Европы", 1893, январь). То же самое, в известной степени, замечается и у нас, так например колесники села Окулова, Муромского уезда, получают готовые спицы от соседней деревни Ярцевой, барковские колесники Моршанского уезда берут ступицы в Рокше и т. п.]. После хорошей просушки спиц в избе приступают к сборке колес, для чего в ступице при помощи бурава — "напарья" — и долота делают гнезда, предварительно поместив ее на "перошке" — скамейке, опрокинутой вверх ногами. В гнезда ступицы вколачиваются — "набиваются" — спицы, имеющие на концах, с двух сторон, для предупреждения их выскакивания, засечки, отчего при высыхании и сжимании ступицы плотно с ней соединяются и образуют "остов" колеса. Для противодействия вредному боковому давлению на колеса, спицы часто располагаются в несколько наклонной плоскости к оси ступицы, кнаружи. В остове колеса свободные концы спиц "обнаперчивают", — нарезают на них шипы для соединения с ободом; потом на остов накладывается обод для отметки мест, в которых просверливаются буравом — "лапарьем"; расширяются долотом сквозные дыры, назначенные для шипов спиц, и начинается "насадка" и "наводка обода". Для этой цели служит особый станок — "лава" — широкая скамейка, посередине которой сделано отверстие для ступицы и около него губа для прихватывания обода. Когда колесо снимается с лавы, в ступице просверливается осевая дыра четырьмя сортами ложкообразных буравов, начиная от очень тонких — "подлапошеней" и кончая очень толстыми — "лопарями" или "лапошенями". Если колеса предназначаются для экипажей с железными осями, то в отверстия ступиц вставляются железные втулки; для избежания расщеливания при высыхании ступицы, последняя смазывается снаружи маслом, осмаливается или покрывается варом и иногда обтягивается 2—3 железными обручами. Учет или продажа колес (точно также как и ободьев) производится "скатами", "станами" (в великорусских губерниях), или "кругами" (юго-западные губернии) в 4 колеса — 2 больших задних и 2 меньших передних, или же "полустанами" (Нижегородская губерния) и "катками" (Смоленская губерния) — по 2 колеса. Один кустарь выделывает в течение рабочего в году времени (около 120 дней) — 45—50 станов колес, или 1—2 штуки в день, но при надлежащем распределении и специализировании работы — 4—5 колес. Чистый заработок его составляет от 25 до 50% от валового дохода, достигая иногда (в Суджанском уезде Курской губернии) до 75%.

Ср. "Лесной Журнал" (1883 г., вып. 3—6 и 1891 г. вып. 2-й) и "Русский Лесопромышленник" (№№ 26, 40, 65, 74, и 113).

В. Собичевский.

Смотрии так же...