Военное духовенство

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВОА
ВОБ
ВОВ
ВОГ
ВОД
ВОЕ
ВОЖ
ВОЗ
ВОИ
ВОЙ
ВОК
ВОЛ
ВОМ
ВОН
ВОО
ВОП
ВОР
ВОС
ВОТ
ВОУ
ВОХ
ВОЦ
ВОЧ
ВОШ
ВОЩ
ВОЮ
ВОЯ

Военное духовенство имеет своим назначением исполнение духовных треб для лиц военного звания. Уже Карл Великий заботился о том, чтобы при войске находилось достаточное число духовных лиц. С возникновением регулярных армий Военное духовенство духовенство получило прочную организацию и образовало самостоятельное ведомство. В Австрии управление военным духовенством принадлежит полному апостолическому викарию, который назначается императором по соглашению с папою; если викарий имеет епископский сан, то он называется полевым или армейским епископом (Feld-Armeebischof). Во Франции в 1880 г. Военное духовенство духовенство в смысле самостоятельного ведомства почти совсем упразднено; особые священники состоят только при отрядах, расположенных в местах, где поблизости нет церкви. Германия не имеет общеимперского законодательства о Военное духовенство духовенстве. В Евангелической церкви Пруссии военное духовенство находится в заведовании военного обер-пастора (Militär-Oberpfarrer). В допетровской Руси духовные лица временно прикомандировывались к полкам или патриаршим приказом, или непосредственным распоряжением царя. Более прочная организация дана военному духовенству Петром I. По Воинскому уставу 1716 г. при каждом полку должен был состоять священник, а указом 1719 г. повелено было во флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, иногда назначались священники и не из монахов, особенно вдовые и бессемейные. Для наблюдения за находившимися на кораблях духовными лицами назначались на время плавания особые иеромонахи под названием обер-иеромонахов или начальных священников. Что касается до сухопутного войска, то в мирное время наблюдение за полковыми священниками входило в круг обязанностей местных епархиальных властей; в военное время Воинский устав предписывал назначать особых обер-полевых священников на правах обер-иеромонахов. Первое назначение таких обер-полевых священников относится к 1746 г. Они состояли в ведении св. Синода. Коренные преобразования в управлении Военное духовенство духовенством последовали при Павле I. Указом от 4 апр. 1800 г. должность обер-полевого священника сделана постоянной; ему поручено "главное начальство" над полковыми священниками в административном и судебном отношениях. Первый обер-священник, протоиерей Озерецковский, получил право непосредственного сношения, помимо Синода, с епархиальными архиереями. С воцарением Александра I Озерецковскому повелено было по всем делам и вопросам испрашивать предварительного разрешения св. Синода и ему же представлять отчеты. В 1815 г. при образовании главного штаба Е. И. Военное духовенство в состав его введена была новая должность обер-священника с подчинением ему духовенства гвардии, а позже и гренадерского корпуса. Этот обер-священник назначался по непосредственному усмотрению императора, а обер-священник армии и флотов — из кандидатов св. Синода. В 1858 г. обер-священники переименованы в главные священники. С 1883 г. слились должности главных священников гвардии и гренадер, армии и флота. Еще в 1853 г. власть обер-священников была расширена в том смысле, что им предоставлена была известная дисциплинарная власть над военными священниками, а также право назначать и увольнять священноцерковнослужителей военного ведомства без испрошения на каждый раз предварительного разрешения Синода. Расширялось и ведомство обер-священников путем присоединения к военному ведомству неподвижных церквей, прежде состоявших в ведении епархиального духовенства. Отношения между духовенствами Военное духовенство и епархиальным в XVIII и в первой половине XIX стол. были далеко не удовлетворительные. Крайне скудное содержание, отпускавшееся казной, вынуждало полковых священников отыскивать дополнительные источники в исполнении треб в приходах епархиальных церквей, иногда с некоторым ослаблением церковных правил и всегда с материальным ущербом для приходского духовенства. В новейшее время возможность подобных столкновений устранена: приняты меры к улучшению и обеспечению положения Военное духовенство духовенства. 12 июня 1890 г. высочайше утверждено "Положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств". Положением этим учреждено звание "протопресвитера военного и морского духовенства", который избирается св. Синодом, утверждается высочайшею властью и находится в непосредственном подчинении св. Синоду. При протопресвитере учреждено духовное правление, которое состоит из канцелярии и присутствия. Духовное правление находится в таких же отношениях к протопресвитеру, как консистория — к епархиальному архиерею: но круг дел, подведомственных духовному правлению, шире, чем круг ведомства консистории. Духовное правление ведает и духовно-учебное дело военного ведомства, и дело призрения заштатных священнослужителей, вдов и сирот Военное духовенство духовенства, а также дела об опеке и попечительстве над сиротами лиц Военное духовенство духовенства. Военное духовенство священники состоят при подвижных церквах в войсковых частях и при соборах и храмах неподвижных, с приходами из обывателей и без приходов. Военные священники обязаны совершать таинства и молитвословия для воинских чинов в церкви и домах, не требуя за то вознаграждения. Для ближайшего наблюдения над духовенством войск, входящих в состав дивизии, протопресвитер назначает дивизионного благочинного. На места военных священников и диаконов протопресвитер избирает кандидатов и представляет местному архиерею о каноническом утверждении и рукоположении лиц, еще не посвященных в пресвитерский и диаконский сан, а для священнослужителей перемещаемых испрашивает святительское благословение служить на новом месте. Епархиальный архиерей имеет право надзора за Военное духовенство духовенством, служащим в пределах его епархии. Ему же принадлежит суд над военными священниками. С архиереем разделяет право суда над военными священниками и протопресвитер, но только по таким проступкам, для обнаружения которых не требуется производства формального следствия и за которые назначается лишь дисциплинарное взыскание. На решения протопресвитера может быть принесена жалоба в св. Синод. Флотские священники назначаются протопресвитером из иеромонахов и вдовых священников. В случаях безотлагательной надобности совершить духовную требу, напр., окрестить слабого младенца или напутствовать умирающего, военный и епархиальный священники обязаны исполнять требы друг за друга по первому приглашению, но с письменным о том извещением; венчание же браков лиц, не принадлежащих к приходам военных церквей, военным священникам воспрещается. В 1891 г. в ведомстве протопресвитера Военное духовенство и морского духовенства состояло: 12 соборов, 3 домовые церкви, 806 полковых, 12 крепостных, 24 госпитальных, 10 тюремных, 6 портовых, 34 при разных учреждениях, всего 407 церквей, а лиц: протоиереев — 106, священников — 337, протодиаконов — 2, диаконов — 55, псаломщиков — 68, всего — 569, из коих 29 с академическим образованием, 438 с семинарским и 102 с училищным и домашним. При русских войсках и военных учреждениях состоят еще римско-католические капелланы, находящиеся в ведении административного декана, и лютеранские дивизионные проповедники с адъюнктами; кроме того, в варшавском округе при штабе каждого из расположенных там трех армейских корпусов учреждено в 1887 г. по одной должности евангелическо-аугсбургского проповедника. В 1879 г. это инославное духовенство допущено к участию в эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства. В казачьих землях в ведении военного министерства состоит магометанское духовенство. Ср. Невзоров, "Исторический очерк управления военным духовенством в России" (СПб., 1875); Т. Барсов, "Об управлении военным духовенством" (СПб., 1879).

Смотрии так же...