Военная музыка

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВОА
ВОБ
ВОВ
ВОГ
ВОД
ВОЕ
ВОЖ
ВОЗ
ВОИ
ВОЙ
ВОК
ВОЛ
ВОМ
ВОН
ВОО
ВОП
ВОР
ВОС
ВОТ
ВОУ
ВОХ
ВОЦ
ВОЧ
ВОШ
ВОЩ
ВОЮ
ВОЯ

Военная музыка или военный оркестр (Harmoniemusik, har monie militaire). — Употребление музыкальных инструментов (духовых и ударных) на войне было известно уже древним народам. На употребление инструментов в русских войсках указывают уже летописи XIV в.: "и начаша мнози гласы ратных труб трубити, и варганы тепут (звучат), и стязи ревут неволчены". У некоторых князей при тридцати знаменах или полках имелось 140 труб и бубен. К боевым старым русским инструментам принадлежат литавры, применявшиеся при царе Алексее Михайловиче в рейтарских конных полках, и накры, известные в настоящее время под названием бубен. В старину же бубнами назывались небольшие медные чаши, обтянутые сверху кожею, по которым ударяли палками. Их навязывали перед всадником у седла. Иногда бубны доходили до чрезвычайных размеров; их везли несколько лошадей, по ним ударяли восемь человек. Эти же бубны были известны нашим предкам под названием тимпанов. В XIV в. уже известны набаты, т. е. барабаны. Применялась в старину тоже и сурна, или сурьма. На Западе устройство более или менее организованных военных оркестров относится к XVII стол. При Людовике XIV оркестр состоял из дудок, гобоев, фаготов, труб, литавр, барабанов. Все эти инструменты делились на три группы, редко соединявшиеся вместе: 1) дудки и барабаны, 2) трубы и литавры, 3) гобои и фаготы. В XVIII веке вводится в военный оркестр кларнет, и военная музыка получает мелодическое значение. До начала XIX ст. военные оркестры как во Франции, так и в Германии заключали в себе, кроме вышеупомянутых инструментов, валторны, серпенты, тромбоны и турецкую музыку, т. е. большой барабан, тарелки, треугольник. Изобретение пистонов для медных инструментов (1816) имело большое влияние на развитие военного оркестра: явились трубы, корнеты, бюгельгорны, офиклеиды с пистонами, тубы, саксофоны. Следует упомянуть еще об оркестре, состоящем только из медных инструментов (фанфары). Таким оркестром пользуются в кавалерийских полках. Новая организация военных оркестров с Запада перешла и в Россию. Петр Великий заботился об улучшении военной музыки; из Германии выписаны были знающие люди для обучения солдат, игравших от 11-ти до 12 часов дня на адмиралтейской башне. В царствование Анны Иоанновны и позднее на оперных придворных спектаклях оркестр усиливался лучшими музыкантами из гвардейских полков. В настоящее время наш военный оркестр достиг такого совершенства, что является возможным давать ежегодно концерт-монстр в пользу инвалидов, в котором несколько сотен музыкантов стройно исполняют весьма сложные пьесы. Наши полковые оркестры состоят из духовых деревянных, духовых медных и ударных инструментов или же только из духовых медных (роговая музыка; см. Валторна). К военной музыке следует отнести тоже хоры полковых песенников. См. Кастнера, "Manuel de musique militaire", "Труды первого археологического съезда" и общие сочинения по истории музыки.

Н. Соловьев.

Смотрии так же...