Водная культура

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
В ВА ВВ ВД ВЕ ВЁ ВЖ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВХ ВЧ ВШ ВЩ ВЪ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВОА
ВОБ
ВОВ
ВОГ
ВОД
ВОЕ
ВОЖ
ВОЗ
ВОИ
ВОЙ
ВОК
ВОЛ
ВОМ
ВОН
ВОО
ВОП
ВОР
ВОС
ВОТ
ВОУ
ВОХ
ВОЦ
ВОЧ
ВОШ
ВОЩ
ВОЮ
ВОЯ

Водная культура

особый способ выращивания растений в растворе питательных веществ. Впервые методически Водная культура культура была применена Вудвардом (Woodward) в конце XVII столетия. Вудвард заметил, что растения лучше развиваются в речной воде, нежели в дождевой, а еще лучше в воде, поглотившей из земли растворимые вещества. Опыты Вудварда над прибавлением к воде неорганических солей не дали ничего положительного. В половине XVIII столетия выращиванием различных растений в речной воде занимался Дюгамель (Duhamel); неверные выводы его объясняются несовершенством тогдашней химии. После Дюгамеля Водная культура культура только в конце 50-х годов нашего столетия была снова применена Саксом. С тех пор она получила вполне рациональное применение и стала плодотворным методом при изучении процессов питания растений. Сакс погружал корни культивируемых растений попеременно в два раствора, из которых каждый содержал только часть питательных элементов. Выращиваемый таким путем растения хорошо развивались, цвели и приносили плоды. Этот метод фракционированных растворов был скоро вытеснен более практичным и удобным методом Кнопа, по которому культура производится в одном растворе, заключающем все зольные питательные вещества вместе. Этому методу мы обязаны разрешением некоторых основных вопросов питания растений. Он был применен весьма удачно Штоманом, Ноббе, Зигертом, Вольфом и многими другими. Культивировались разнообразнейшие растения, начиная от мелких травянистых (крестоцветные, бобовые) и кончая крупными лесными и плодовыми деревьями. При удачной культуре растения отлично развиваются, цветут, приносят плоды; урожай иногда в несколько раз превосходит урожай с обыкновенной плодородной почвы. Так, гречиха в опытах Ноббе, выросшая на плодородной почве, превосходила вес семени в 1000 раз, а гречиха, выращенная в водном растворе солей, превосходила вес семени в 4786 раз. Вес надземной части маиса, выращенного Вольфом в питательном растворе солей, превосходил почти вдвое вес соответствующей части маиса, выросшего на плодородной почве (см. ниже соч. проф. Фаминцына). Громадная выгода Водная культура культуры в сравнении с другими способами выращивания состоит в том, что растения могут быть легко переносимы из раствора в раствор без малейшего повреждения корней, а питательный раствор легко можно подвергнуть химическому анализу. Что касается до самого производства опыта, то поступают следующим образом: семена проращивают на канве, натянутой в неглубоком сосуде над дистиллированной водой. Вода едва их смачивает с нижней стороны; выступающие же корешки через петли канвы направляются в воду. Когда корешки достигнут длины 2-3 сантиметров, растеньица переносятся в цилиндрические сосуды или широкогорлые банки с питательным раствором. Чаще других употребляют так назыв. нормальный раствор Кнопа: 1 часть KNO 3, 1 часть К 2 НРО 4, 1 ч. MgSO 4, 4 части Ca(NO 3)2 и немного фосфорнокислого железа в виде осадка. Концентрацию раствора для молодых ростков берут в 1-2 тысячных; при дальнейшем же течении опыта усиливают до 3-5 тысячных. Сосуды плотно закрывают разрезанной пополам пробкой, в которую осторожно защемляется растеньице, окутанное в этом месте ватой (на рисунке несколько иное приспособление для защемления ростка). Росток должен плотно держаться в пробке, погружаясь в раствор лишь корнями; часть же семени, наполненная запасными питательными веществами (белок или толстые семядоли), должна оставаться только влажной (см. на рис. S).

Пробку предварительно проваривают в парафине, а чтобы в самом растворе не появились разные мелкие водоросли, развитие которых могло бы затемнить результат опыта, сосуд с раствором помещают в непрозрачный футляр или же обертывают черной бумагой или листовым оловом. Культуру охраняют от чрезмерного освещения и нагревания и следят, чтобы реакция питательного раствора не перешла в щелочную, что узнается по выделению неприятно пахнущего сероводорода и по появлению черного осадка сернистого железа на корнях. Раз такие неблагоприятные изменения наступают, нужно осторожно прибавить слабой фосфорной кислоты до средней или чуть кислой реакции или же прибегнуть к проветриванию раствора по способу Сакса (Sachs, "Vorlesungen über Pflanzenphysiologie", 1887, ст. 269). По мере разрастания растения его переносят все в большие и большие сосуды с новыми свежими растворами, старые же растворы подвергают химическому исследованию для изучения произошедших в них изменений. При тщательном ведении опыта получаются, как было упомянуто выше, отличные результаты. Единственная, быть может, аномалия растений, выращенных по методу водной культуры в сравнении с растениями обыкновенными, заключается в том, что корни их длиннее и тоньше обыкновенных и ветвятся преимущественно вверху около поверхности жидкости. Аномалия эта не отражается существенно на жизненных процессах растений; она хорошо объясняется своеобразными условиями среды, окружающей корни (между прочим, недостатком кислорода в более глубоких слоях).

Литература. Woodward, статья в "Philosophical transactions" за 1669 г., т. 21, с. 208 (цитата по "Pfeffer's Pflanzenphysiologie" т. I, ст. 253; Лейпциг, Г881); Duhamel, "Physique des arbres" (Париж, 1758); Sachs, ст. в "Sitzungsberichte d. Wiener Akademie" за 1858 г. и "Ladnwirthschaftlich. Versuchsstationen" за 1860 г.; Knop, "Kreislauf des Stoffes" (1868); Фаминцын, "Обмен веществ и превращение энергии в растениях" (СПб., 1883); Sachs, "Vorlesungen über Pflanzenphysiologie" (Лейпц., 2-е изд., 1887). В этих сочинениях можно найти и остальную литературу.

Г. Надсон.

Смотрии так же...