Аничковский дворец

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).
https://pool-covers.ru/tech_cond/ павильоны для бассейнов: мобильныи павильон.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
А АА АБ АВ АГ АД АЕ АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АНА
АНВ
АНГ
АНД
АНЕ
АНЖ
АНЗ
АНИ
АНК
АНН
АНО
АНР
АНС
АНТ
АНУ
АНФ
АНХ
АНЦ
АНЧ
АНШ
АНЬ
АНЭ
АНЮ

Аничковский дворец (Аничковский собственный Его Императорского Величества дворец) в С.-Петербурге. Сооружен императрицею Елисаветою Петровною на месте бывшего полкового двора Преображенского полка. Вступив на престол, императрица Елисавета Петровна на месте Преображенского полкового двора и конюшен, на купленном (1741 г.) месте подле дома (на берегу Фонтанки) купца Дмитрия Лукьянова приказала построить дворец, проект которого составлен был архитектором Земцовым. Земцов (строитель церквей в С.-Петербурге св. Симеона и Рождества Богородицы — на месте Казанского собора), с отъездом Двора на коронацию (1742 года) приступил к разведению сада и рытью рвов под фундаменты, но умер осенью 1743 г., только успев заложить здание. Постройка перешла к его помощнику Гр. Дмитриеву, а заготовление материалов и высший надзор к Иосифу Трезини, который не оправдал высочайшего доверия и заменен знаменитым графом Растрелли, давшим свой характер всему зданию. Три павильона, поставленные в линию и соединенные между собою поперечными стенами под одну высоту, образовали трехэтажное здание с выступающими вперед крыльями и, в середине, с менее выдвинутым входом. Средний — входный выступ здания заканчивался фронтонами на двор и в сад, боковые крылья со стороны главного двора увенчаны были полукуполами причудливой формы, обшитыми белою жестью с выпуклою, по серебристому полю, золоченою орнаментациею. Положение здания осталось и теперь то же, только полукупола сняты в царствование Александра I, когда построена вместо внутренних деревянных лестниц каменная парадная лестница и реставрировано во вкусе первой империи внутреннее убранство бэльэтажа. При начальном сооружении церковь была в 2 света, в главном этаже, а от главного входа был открытый бассейн, соединявшийся с водами Фонтанки широким каналом, над которым (как по всему берегу Фонтанки, так и на Невский проспект) были стенки, заканчивавшиеся балюстрадою для прогулок — со спусками (с боков) в цветники сада. Сад был разведен от Фонтанки и заключал под собою пространство по Невскому проспекту до Большой Садовой, а с противоположной стороны до Толмазова переулка, в настоящее царствование от Фонтанки закрытого. При Елисавете Петровне между Большою Садовою и Фонтанкою от Невского проспекта и до Вознесенского были дачи с садами. Название Аничковского дворца и соседнего с ним моста получилось от соседства с слободою, населенною батальоном морской рабочей команды, названною по фамилии командира, сформировавшего его, — капитана (потом майора) Аничкова Аничковскою. Слобода и дворец удержали это прозвание по батальону.

Начатый постройкою подле Аничковского моста дворец назывался, еще не будучи достроенным, Аничковским домом, при котором был оперный театр (Итальянский дом), сгоревший 2 раза до окончания главного здания, замедлившегося по случаю отделки церкви. Освящение ее последовало в 1751 г. ("Историко-статист. сведения о СПб. епархии", вып. VI, 1878, стр. 16), а в 1757 г. императрица пожаловала Аничковский дом гр. Аничковский дворец Гр. Разумовскому (этот год определяется камер-фурьерскими журналами 1755—57 гг. Ср. Аничковский дворец Васильчикова "Семейство Разумовских" Т I, СПб. 1880, стр. 193, прим.). От Разумовских этот дом куплен при Екатерине II в казну. Купив Аничковский дом, Екатерина II подарила его, в свою очередь, князю Потемкину, поместившему здесь только свою библиотеку. Потемкин продал Аничковский дом в 1785 г. в казну, и дом этот отдавался в наем частным лицам, которые привели это здание в совершенное расстройство и упадок, так что когда в 1794 Екатерина II пожелала поместить в нем Кабинет Ее Величества, для ремонта здания понадобилась сумма в 50 тыс. р. В 1808—09 г. Кабинет перемещен был в выстроенное в 1804 рядом с дворцом и теперь перестроенное особое здание (" Жизнь Потемкина", "Р. арх.", 1867; M. H. Лонгинова "Заметки о петербур. дворцах", "Р. арх.", 1873; "Архив Каб. Его В.", дело 1810, № 1). При Александре I дворец отдан в приданое Е. И. В. великой княгине Екатерине Павловне (1809 г.) при первом бракосочетании ее высочества, с принцем Георгием Ольденбургским. Ее высочество с супругом жить изволила в Твери, а в Аничковский дворец переехала по кончине супруга 1815 г. и жила до отъезда за границу. Возвратясь в Петербург из путешествия уже невестою наследного принца Вюртембергского, великая княгиня Екатерина Павловна жила снова в Аничковском дворце до второго бракосочетания, но перед этим браком, уезжая навсегда из отечества, августейшая владетельница продала Аничковский дворец Удельному ведомству за 1 мил. рублей, составивших капитал принца П. Г. Ольденбургского (за смертью его брата). Купленный от Екатерины Павловны в 1816 г. Аничковский дворец перешел в собственность великого князя Николая Павловича при бракосочетании его и до воцарения (12 декабря 1825 года) составлял резиденцию его высочества. Император Николай I переезжал из Зимнего дворца в Аничковский на время говения, в Великом посту, а после пожара Зимнего дворца все августейшее семейство постоянно жило здесь зимы 1837— 3 8 г. и 1838— 3 9 г., так как воссоздание из развалин Зимнего дворца окончено только к Пасхе 1839 г. С переселением в Зимний дворец Николая I Аничковский дворец отдан для житья наследнику его при бракосочетании (1841 г. 17 апреля). По переходе Аничк. дворца к покойному императору Александру II повелено было именовать его в священную память императора Николая I "Собственным Его Величества Николаевским Дворцом". Точно так же Аничковский дворец дворец перешел к его наследнику, ныне благополучно царствующему государю императору, в 1866 году, при бракосочетании. Его величество в бытность наследником собрать изволил замечательную коллекцию художественных произведений, а библиотека дворца заключает воспоминания о Николае I и его художественном вкусе. В царствование императора Александра II изящно перестроен главный, выходящий во двор, подъезд по рисункам проф. Рахау, а в 1886 заново переделано примыкающее ко дворцу, выходящее на Фонтанку, помещение Кабинета, академиком Шильдкнехтом.

Смотрии так же...