Янышев

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЯБ ЯВ ЯГ ЯД ЯЕ ЯЖ ЯЗ ЯИ ЯЙ ЯК ЯЛ ЯМ ЯН ЯО ЯП ЯР ЯС ЯТ ЯУ ЯФ ЯХ ЯЦ ЯЧ ЯШ ЯЩ ЯЯ
ЯНА
ЯНВ
ЯНГ
ЯНД
ЯНЕ
ЯНЖ
ЯНИ
ЯНК
ЯНО
ЯНС
ЯНТ
ЯНУ
ЯНЧ
ЯНЫ
ЯНЬ

Янышев (Иоанн Леонтьевич) — известный русский богослов, писатель, проповедник и церковно-общественный деятель. Род. в 1826 г. Сын дьякона Калужской губ., Янышев, по окончании курса в спб. духовной академии, был в ней бакалавром физико-математических наук. В 1851 г. определен священником к православной церкви в Висбадене. Для ознакомления западных богословов с трудами русских ученых Янышев перевел на немецкий язык и издал в Висбадене, в 1855 г., беседы профессора киевской дух. академии Амфитеатрова: "Об отношении св. церкви к христианам". В 1856 г. Янышев был определен в спб. университет профессором богословия и философии; в 1858 г. назначен священником к церкви русской миссии в Берлине, а в 1859 г. (в сане протоиерея) перемещен в Висбаден, где оставался до 1864 г. В это время он написал статью: "Несколько слов о современном состоянии протестантской Германии на основании свидетельств об этом самих протестантов" ("Христианское Чтение", 1861, I) и издал в переводе на немецкий язык переписку протоиерея Иосифа Васильева с нантским епископом ("Er ö rterung u. s. w.", Франкф. на Майне, 1861). В 1864 г. Янышев был приглашен в Копгенгаген преподавать Закон Божий высоконареченной невесте Наследника русского престола, принцессе Дагмаре, ныне вдовствующей Государыне Императрице Марии Феодоровне. С 1866 по 1883 г. Янышев был ректором спб. дух. академии. Ему принадлежит первая мысль об основании при академии журнала "Церковный Вестник". В 1883 г. Янышев был назначен духовником Их Императорских Величеств, заведывающим придворным духовенством и протопресвитером соборов Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского. В 1899 г., Янышев, по представлению казанской дух. академии, утвержден св. синодом в степени доктора богословия. Как профессор нравственного богословия в спб. духов. академии, Янышев в разработке этой науки отрешился от прежнего схоластического метода, по которому нравственное богословие являлось сборником отрывочных нравственных рецептов, и стал на почву психологического анализа. Некоторые вопросы нравственного богословия, например, о свободе воли, о значении благодати, получили новую и оригинальную постановку. Изданный проф. казанской академии А. Ф. Гусевым курс чтений Янышев под заглавием "Православно-христианское учение о нравственности" (М., 1887) обнимает собою не все, что было читано и говорено лектором, хотя и по этому курсу можно составить понятие о методе и воззрениях лектора. Все проповеди Янышев служили более или менее прямым и непосредственным ответом на важнейшие запросы современной ему русской церковно-общественной жизни и мысли, а специально академические проповеди посвящались вопросам, имевшим отношение к академическому образованию и разным сторонам студенческой жизни. Почти все проповеди Янышев относятся ко времени царствования императора Александра II; он является в них истолкователем с церковной кафедры великих дел этого царствования. В 1874 г. Янышев был призван к участию в делах по старокатолическому вопросу, в качестве официального представителя русской церкви на боннской конференции. В 1890 г. Янышев напечатал в "Церковном Вестнике" ряд статей "Об отношении старокатоликов к православию", в "Христ. Чтении" за 1 8 91 г. — перевод писем и заявлений Деллингера о ватиканских декретах. В 1893 г. Янышев принимал деятельное участие в работах комиссии по старокатолическому вопросу, а в 1897 г. — в заседаниях четвертого интернационального старокатолического конгресса, на котором представил ответы с.-петербургской комиссии на мнения роттердамской комиссии по вопросу о соединении старокатоликов с православной церковью (см. "Церковный Вестник", 1897, №№ 38 и 39). Деятельность Янышев, как заведывающего придворным духовенством, коснулась, главным образом, улучшения его материального быта. При ближайшем участии Янышев устроен дом призрения вдов и сирот, а также заштатных лиц придворного духовенства. В 1898 г. утверждены "Правила о ведении церковного хозяйства в соборах и церквах придворного ведомства". См. "L-ти летний юбилей духовника Их Императорских Величеств, протопресвитера И. Л. Янышева" (СПб., 1900); А. И., "Протопресвитер И. Л. Янышев 1850—1900" ("С.-Петербургский Духовный Вестник", 1900, № 40); А. Бронзов, "Протопресвитер И. Л. Янышев, как профессор нравственного богословия" ("Христ. Чтение", 1899, ноябрь).

Смотрии так же...