Шампэнь

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШАА
ШАБ
ШАВ
ШАГ
ШАД
ШАЗ
ШАИ
ШАЙ
ШАК
ШАЛ
ШАМ
ШАН
ШАП
ШАР
ШАС
ШАТ
ШАУ
ШАФ
ШАХ
ШАЦ
ШАЧ
ШАШ

Шампэнь (Филипп de Champaine) — живописец, причисляемый и к французской, и к фламандской школам; род. в Брюсселе, в 1602 г.; учился сперва у Ж. Фукьера, в Антверпене, а потом, переселившись в 1621 г. в Париж, некоторое время у Лаллемана, сблизился там с Н. Пуссеном и довольно долго работал вместе с ним под руководством Дюшесна, в качестве его помощника по украшению живописью Люксембургского дворца королевы Марии Медичи. Предпочтение, выказанное ею некоторым из картин Шампэнь перед произведениями Дюшесна, возбудило зависть в последнем. Это побудило Шампэнь возвратиться в Антверпен, но едва успел он прибыть туда, как до него дошло известие о смерти Дюшесна и приглашение королевы явиться снова в Париж для того, чтобы заведовать работами в Люксембургском дворце. Получив титул придворного живописца, Шампэнь начал исполнять ряд портретов для устраивавшейся в этом дворце галереи знаменитых людей, много трудился для французских церквей и замков, был членом парижской академии художеств, а потом ее профессором и ректором и пользовался большим почетом и громкой известностью до тех пор, пока Шампэнь Лебрён не затмил его славы. Под старость он поселился в Пор-Рояле, где его дочь была монахиней, и умер там в 1674 г.

Картины этого художника имеют некоторое сходство с произведениями Н. Пуссена, не превосходят их в отношении силы, ясности и естественности колорита; напротив того, по ним видно, что, сравнительно с Пуссеном, Шампэнь был в меньшей степени одарен находчивостью фантазии и даром композиции, первоклассным мастером он является преимущественно в своих портретных работах, отличающихся тонкой передачей характера изображенных лиц, вкусом их постановки, рельефностью лепки, блеском красок и тщательностью исполнения. Произведений Шампэнь особенно много хранится в Луврской галерее, в Париже; наиболее замечательные между ними — картина, изображающая дочь-монахиню художника, молящуюся об избавлении ее матери от лихорадки (1662), "Спаситель, снятый со креста", эпизоды из жития св. Гервасия и Протасия и портреты самого Шампэнь, кардинала Ришелье, писателя Р. Арно д'Андильи. Очень богат картинами Шампэнь также брюссельский музей (их находится там 16). Они имеются и в других коллекциях: в Лондонской национальной галерее (собственный портрет художника), в Мюнхенской пинакотеке, в галерее Карлсруэ (портрет Кольбера), в Венском музее ("Адам и Ева, оплакивающие убитого Авеля"), в мадридском музее дель-Прадо, в Императорском Эрмитаже ("Моисей" и портрет Кольбера), в гаагском и лилльском музеях и в некоторых частных собраниях.

Ср. Gazier, "Philippe et Jean-Baptiste de Champaigne" (П., 1893).

Смотрии так же...