Шалапуты

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ш ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЬ ШЭ ШЮ
ШАА
ШАБ
ШАВ
ШАГ
ШАД
ШАЗ
ШАИ
ШАЙ
ШАК
ШАЛ
ШАМ
ШАН
ШАП
ШАР
ШАС
ШАТ
ШАУ
ШАФ
ШАХ
ШАЦ
ШАЧ
ШАШ

Шалапуты Шалопуты — секта. Слово "шалапут" на малорусском наречии означает человека беспринципного, действия которого представляются не обоснованными, не мотивированными. Такими людьми должны были казаться народу последователи новой секты, как ведущие жизнь во многом не согласную с церковными требованиями. В некоторых местностях Шалапуты носят другие названия. Так, в Ставропольской губернии они известны под именем "хлыстов " и "кадушечников", в Терской области их называют "богомолами" или "богомольцами"; последнее название удержалось за ними в Кирсановском уезде Тамбовской губернии и в Кубанской области. Название "кадушечников" усвоено Шалапуты в тех местах, где распространены рассказы о ночных радениях Шалапуты, в которых важную роль играет кадка или кадушка. Богомолами Шалапуты названы за свою религиозность. Название "хлыстов" присвоено им священниками в донесениях консисториям, чтобы подвести новых сектантов под какую-либо существующую секту. Сами Шалапуты называют себя "духовными христианами", в отличие от христиан плотских, мирских, "братьями Духовной жизни". Шалапуты распространены в губерниях: Херсонской (город Николаев), Таврической, Полтавской (в уездах Миргородском, Кобелякском и Константиноградском), Екатеринославской (в уездах Екатеринославском, Новомосковском, Александровском, Павлоградском, Мариупольском и Славяносербском), Харьковской, Курской, Воронежской (в уездах Новохоперском, Богучарском и Павловском), Рязанской (в Михайловском уезде), Тамбовской (в Кирсановском уезде), Ставропольской и в области Донской. Секта Шалапуты возникла в 60-х гг. XIX в. Главным источником вероучения Шалапуты признают внутренние силы человека, как существа свободно-разумного, т. е. совесть и разум, которые, по их мнению, у истинно верующего просветляются и руководятся Св. Духом. Книги Св. Писания, как написанные лицами, действовавшими под непосредственным руководством Св. Духа, также могут служить спасительным руководством в жизни, но безусловного авторитета за этими книгами Шалапуты не признают, смотря на них как на сборник правил религиозно-нравственной жизни. Для объяснения и понимания текста священных книг, по мнению Шалапуты, нет нужды в отдельных толковниках: оно дается каждому читающему или слушающему в силу присущего ему разума. Бог, по учению Шалапуты, не есть первая ипостась Св. Троицы, но божественное слово; для доказательства своего мнения Шалапуты ссылаются на первую главу евангелия от Иоанна. Св. Дух, по мнению Шалапуты, — дух истинного учения, каким они признают свое. В учении о Сыне Божием Шалапуты разделяют заблуждение древних еретиков-адопциан, утверждая, что И. Христос называется Сыном Божиим в том же смысле, в каком называются сынами Божиими боговдохновенные люди. Исходя из этого положения, Шалапуты признают возможность неоднократного воплощения Сына Божия в представителях их секты, благодаря религиозным упражнениям сделавшихся достойными сосудами божества. Иисусы и богородицы Шалапуты, кроме одного названия, ничего не имеют сходного с таковыми же у хлыстов. Присвоение известному брату или сестре названия "иисуса" или "богородицы" есть выражение общего мнения о нем Шалапуты, как о человеке, проникнувшемся вероучением сектантов, и ни с какими особенными иерархическими преимуществами не соединено. Православное учение о церкви Шалапуты совершенно отвергают, поставляя на его место свое учение о церкви, как собрании "духовных братьев" (т. е. Шалапуты). Если некоторые из Шалапуты и посещают православные храмы, то это делается ими, по их же заявлению, не для спасения, потому что "спасения там нет", а для того, "чтобы миряне их не гнали". Вопрос о таинствах в вероучении Шалапуты остается не разработанным, особенно вопрос о таинствах миропомазания, священства и елеосвящения, которые в вероучении Шалапуты совершенно пройдены молчанием. О таинстве крещения Шалапуты учат, что его должно понимать духовно: "водное крещение омывает только тело, а не душу; истинное крещение состоит в крещении словом", т. е. в усвоении вероучения секты Шалапуты Равным образом истинное причащение состоит в причащении через слово, мысль и веру, т. е. в назидании проповедника в собраниях Шалапуты Шалопуты каются в своих грехах публично перед своими духовными братьями и сестрами, говоря: "простите нас, братцы и сестрицы". Таинство брака Шалапуты совершенно отвергают. Существование ангелов и злых духов Шалапуты признают, но в подробное объяснение по этим вопросам не входят. Представления Шалапуты о втором пришествии Господа аналогичны с православными воззрениями на этот предмет; но они полагают, что в рай войдут они одни и только одни удостоятся от Бога венцов небесных. Почитание икон Шалапуты отвергают, по тем же основаниям, как и штундисты. Если в домах Шалапуты и встречаются иконы, то это объясняется отчасти непривычкой видеть не занятым "святой угол", отчасти желанием не выделяться резко из среды православного населения. Определенных постов Шалапуты не соблюдают, но, подобно штундистам, налагают на себя пост по личному усмотрению каждого. Пост Шалапуты состоит не в лишении пищи одного какого-либо вида, например скоромной, но в воздержании в продолжение известного срока от всякой пищи. Богослужения у Шалапуты не существует: его заменяют собрания духовных братьев и сестер. Собрания эти обыкновенно происходят по воскресным и праздничным дням, в просторной избе одного из братьев, окуриваемой ладаном. Прежде собирались по ночам и, чтобы не быть замеченными, скрывали огонь под кадкой или под ведром; в настоящее время Шалапуты собираются по вечерам и сидят иногда далеко за полночь. Все молитвословия читаются на славянском языке. После окончания моления собравшиеся поют духовные песни. Собрание заканчивается общим ужином. Распространенные в народе, а иногда проникающие и в периодическую печать рассказы о пляске Шалапуты вокруг кадки или о повальном блуде, которым заканчиваются собрания, ничем не подтверждаются.

Ср. Ч-н, "Секта Шалапуты" ("Церковный Вестник", 1887, № 45); А. Дородницын, "Секта Шалапуты" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1889, №№ 3 и 6); его же, "Шалопутская община" (М., 1891); "Секта Шалапуты " ("Церковные Ведомости", 1892, № 52). Подробный перечень статей о Шалапуты см. Ф. Сахаров, "Литература истории и обличения русского раскола" (вып. I, Тамбов, 1887, стр. 96-97, вып. II, СПб., 1892, стр. 102-103 и вып. III, СПб., 1900, стр. 137-138).

Смотрии так же...