Часовни

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ч ЧА ЧЕ ЧЖ ЧИ ЧК ЧЛ ЧМ ЧО ЧР ЧТ ЧУ ЧХ ЧЬ ЧЭ ЧЮ
ЧАА
ЧАБ
ЧАВ
ЧАГ
ЧАД
ЧАЕ
ЧАЖ
ЧАЗ
ЧАИ
ЧАЙ
ЧАК
ЧАЛ
ЧАМ
ЧАН
ЧАО
ЧАП
ЧАР
ЧАС
ЧАТ
ЧАУ
ЧАХ
ЧАЦ
ЧАЧ
ЧАШ
ЧАЩ
ЧАЯ

Часовни — так называются малые церкви, без алтарей. Они ставились над входом в подземные кладбища, а также над подземными церквами, устроившимися на гробах мучеников. Таким образом, часовни служили надгробными памятниками и обозначали места нахождения престолов. Такое назначение они имеют и теперь. Кроме того, они устраиваются на местах, ознаменованных какою-нибудь милостию Божиею, или в воспоминание важных событий церковно-государственной жизни. Часовни назначаются главным образом для общественных молений христиан. Обычай устраивать Часовни ведет свое начало из глубокой древности христианского мира; на них указывают деяния трулльского собора и капитулярии Карла Великого. В Греции Часовни известны под именем εύκτήρια или οίκοι προσευχής — дома молитвы; в римско-католическом мире они называются сарае или capellae, на польском kaplicy, и устраиваются в домах и на открытых местах, дорогах и перекрестках; для служения в домовых молельнях в замках рыцарских и дворцах бывали capellani. В Россия Часовни появились с водворением христианской веры. Ревностные ее проповедники нередко на местах языческих требищ и мольбищ водружали крест и сооружали Часовни Так, где в Новгороде стоял истукан Перуна, а в Ростове чествуем был Велес, или Волос, там были устроены Часовни Св. Стефан, просветитель Перми, поставил несколько Часовни, существующих доселе. Отшельники строили в дебрях часовенки, которые иногда бывали рассадниками монастырей и церквей. Убогая часовенка, срубленная препод. Сергием в чаще радонежских лесов, положила начало знаменитой в отечественной истории лавре. Строгие правила о Часовни явились в России в царствование императора Петра I, ввиду тайного богослужения, которое раскольники совершали в Часовни Указы 1707 и 1722 гг. требовали, без всякого ограничения, чтобы разобраны были все Часовни, как раскольнические, так и православные, и не дозволяли постройку никаких Часовни Однако эти указы не везде исполнялись, вследствие крайней нужды в Часовни: в некоторых местах церкви были отдалены от селений и Часовни отчасти заменяли их. Поэтому вслед за получением указа о разобрании Часовни стали поступать прошения в святейший синод, чтобы он дозволил Часовни не разбирать. В 1727 г. дозволено было восстановлять прежние Часовни и строить новые; но в 1734 г. был подтвержден указ 1707 г. о нестроении вновь Часовни и дозволено лишь не разбирать прежние. Между тем во многих местах Часовни были совершенно необходимы, по отдаленности селений от церквей. Во многих местах решились строить Часовни без дозволения начальства, надеясь, вероятно, впоследствии доказать, что часовня существовала до 1734 г. Может быть, правительство знало о построении многих из них, но, сознавая нужду в них для селений, не преследовало строителей, когда убеждалось, что в данной часовне собираются православные, а не раскольники; в противном случае Часовни разбирались, несмотря ни на какие просьбы. При усиленной просьбе оставить часовню для моления мимо ходящих и едущих людей, святейший синод дозволял ставить столб с иконою на месте часовни, а просителям, желавшим выстроить часовню для собирания подаяний на церковь, святейший синод разрешал ставить на столе икону. В 1853 г. поля 28-го последовал синодский указ о том, чтобы располагать прихожан к постройке церквей, где они нужны, допуская строение их в простейшем виде и не препятствуя постройке часовен, с тем, чтобы в последних православные причты по временам отправляли славословия. В 1865 г. последовал именной указ, объявленный сенату святейшим синодом, о предоставлении епархиальным архиереям права самим разрешать постройку Часовни как в селениях, так и в городах, кроме столиц, а также окончательно разрешать дела о самовольном построении или перестройке Часовни См. И. Снегирев, "Часовни в русском мире" ("Душеполезн. Чтение", 1862, XI); прот. К. Никольский, "О часовнях" (СПб., 1889).

Смотрии так же...