Фотий, митрополит киевский и всея Руси

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ф ФА ФЕ ФИ ФЛ ФО ФР ФТ ФУ ФЫ ФЬ ФЭ ФЮ
ФОВ
ФОГ
ФОД
ФОЖ
ФОЙ
ФОК
ФОЛ
ФОМ
ФОН
ФОП
ФОР
ФОС
ФОТ
ФОУ
ФОФ
ФОХ
ФОЧ
ФОШ
ФОЯ

Фотий, митрополит киевский и всея Руси — митрополит киевский и всея Руси, духовный писатель. Фотий был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя, прибывшие просить себе нового митрополита. Император с патриархом поставили в русские митрополиты Фотий В 1409 г. Фотий прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Фотий удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Фотий прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Фотий прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву. После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия Фотий нашел в своей митрополии много беспорядков. Дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну вел. князя. Фотий начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Фотий к Василию Дмитриевичу (напеч. в "Памятниках древнерусского канонического права" Павлова, 35, I), в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к вел. князю (напеч. в "Памятниках" Павлова, 35, II) видно, что и к самому государю Фотий предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины. Боярам удалось поссорить Фотий с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Фотий и решил отнять у него литовскую митрополию. Фотий решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки — пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда Фотий явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак (см.). Фотий разослал окружные послания (послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Истор.", т. I, 19, и в "Памятниках" Павлова, 39; послание в Киев сокращенно помещено в "Полн. собр. рус. летоп.", IV, 116 и в Никон. Лет., V, 65; послание во Псков — в "Актах истор.", I, 40), в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Фотий В правление Фотий и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников (см.). После смерти вел. кн. Василия Дмитриевича Фотий крепко стоял за малолетнего сына его, Василия, утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству. Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства. Фотий скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до доставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий (завещание напечатано в "Полн. собрании рос. летоп.", VI, 144, Никон. Лет., V, 100; "Собран. госуд. грам. и догов.", II, 17). Фотий погребен в московском Успенском соборе; в 1472 г. обретены его мощи, но почивают под спудом. Память 2 июля и 27 мая. До нас сохранилось восемь его церковных слов: сказанное в день Благовещения (напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 182), на Сретение Господне (в "Правосл. собеседн.", 1860, ч. II, стр. 453), в недели — о блудном сыне, мясопустную и православия (ibid., 1860, ч. III, стр. 97, 222, 357 и 481); три слова о казнях Божиих (два напечатаны в "Правосл. собеседн.", 1861, ч. II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, ч. III, стр. 70). Перечисленные поучения Фотий, за исключением трех слов "О казнях Божиих", не имеют почти никакого отношения к современной Фотий русской жизни. При своем вступлении на кафедру Фотий адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей (напеч. в "Дополн. к Актам истор.", т. I, 181 и в "Памятниках" Павлова, 60). При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Фотий обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии (напеч. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 183). Известны еще два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей (отрывок одного в синодальных рукоп. по "Опис." Горского и Невоструева, 330; указание на другое в "Библиографическом словаре" Строева, 1); три учительные послания во Псков, также к священникам, монахам и всем мирянам (напечатаны — первое от 23 сентября 1416 г. в "Актах историч.", т. I, 21, в "Памятниках" Павлова, 42; второе — от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в "Актах историч.", т. I, 30, и у Павлова, 53; третье — от 4-го января неизвестного года в "Актах истор.", т. I. 35, и у Павлова, 58); три послания в киевский Печерский монастырь (два послания напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 180); послание в псковской Снетогорский м-рь (напеч. в "Актах историч.", т. I, 26, и у Павлова, 46); послание к препод. Павлу Обнорскому (в "Актах ист.", т. 2, 57, и у Павлова, 57). Сохранились также семь посланий Фотий в Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни. Особенную важность для церкви получило впоследствии послание Фотий к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуиа" (1419 г.). Церковные слова и учительные послания Фотий не отличаются самостоятельностью и представляют собой простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр. слово о бездождии, вторая часть которого — дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Фотий не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Фотий цитуются Василий Велик., Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др. Ср. прот. Горский, "Фотий, митрополит Киевский и всея России" ("Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе", ч. XI, М., 1852); А. Вадковский (еп. Антоний), "О поучениях Фотий, митрополита Киевского и всея Руси" ("Правосл. собеседник", ч. I и III, и в его же книге "Из истории христианской проповеди" СПб., 1892); епископ Орловский Макарий, "О трудах святителя Фотий, митрополита Киевского и всея России" ("Духовная беседа", 1870, №№ 18—20, 23—27); Голубинский, "История русской церкви" (т. II, М., 1900).

Смотрии так же...