Сретение Господне

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СРА
СРБ
СРЕ
СРИ
СРО
СРУ

Сретение Господне — По закону ветхозаветному, в 40-й день после рождения младенца-первенца мужского пола, мать приносила его в храм иерусалимский, чтобы принести от себя жертву своего очищения, представить младенца Богу и выкупить его, так как по закону Моисея каждый первенец принадлежал Богу. Цена выкупа определена была в 5 сиклей. Пришла в храм по этим побуждениям и Св. Дева Мария, с младенцем Иисусом и с двумя горлицами в жертву очищения. При входе в храм ее встретили св. Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и старица Анна, 84 лет, обитавшая при храме. Св. Симеон взял младенца на руки и сказал: "ныне отпущаеши меня, по глаголу Твоему, с миром, ибо очи мой видели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение народам и славу Израиля" (Лук., II, 22—31). Праздник отнесен на 2 февраля, потому что второе февраля есть сороковой день после 25 декабря. В православной церкви этот праздник принадлежит к числу двунадесятых Господних праздников, хотя особые песнопения и молитвы, составленные на этот праздник, чествуют более Пресвятую Деву Богородицу, а также и св. Симеона и Анну-пророчицу. Словами Симеона: "свет во откровение всем людям и во славу Израиля", объясняется тот факт, что католическая церковь праздник Сретения Господня с незапамятного времени называет Chandeleur, т. е. светильник, а также праздником Симеона. Установление праздника восходит к глубокой древности; о нем ясно упоминают отцы III и IV веков, особенно св. Григорий Нисский (беседы на Сретение Господне). От V века церковь имеет некоторые песнопения на день Сретение Господне, составленные Анатолием, патриархом константинопольским. Собственно, торжественное празднование его началось в церквях западной и восточной не в одно время и по разным поводам. Западные писатели приписывают установление празднества папе Геласию (496 г.) или св. Григорию Великому (600 г.), или полагают, что этим путем названные папы имели в виду уничтожить языческий праздник люперкалий, который падал на месяц февраль и в ту эпоху был еще в силе между римлянами. В церкви восточной начало торжественного чествования праздника относится ко времени императора Юстиниана. В конце 541 г. в Константинополе и его окрестностях появилась сильная моровая язва, продолжавшаяся три месяца. К этому бедствию скоро присоединилось новое — землетрясение в Антиохии, разрушившее много зданий и погубившее много народа. По поводу этих бедствий в праздник Сретение Господне в Константинополе было совершено всенародное торжественное моление об избавлении от зол — и бедствия прекратились. В благодарное воспоминание о том церковью установлено было совершать в этот праздник перед литургией литию в монастырях (вне обителей). В VII в. Андрей Критский, в VIII в. Кузьма Маиумский, св. Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх константинопольский, в IX в. Иосиф Студит и другие посвятили празднику Сретение Господне священные песнопения, и ныне возносимые церковью. В настоящее время праздник Сретение Господне Господня с предпразднеством и попразднеством продолжается 9 дней, с 1 по 9 февраля, если не сократит этого срока пост. В последнем случае он празднуется столько дней, сколько остается до поста. Если праздник придется в первую седмицу великого поста, то он совершается в день воскресный, предшествующий четыредесятнице. Лютер занес в свой календарь день принесения Иисуса Христа в храм, но в настоящее время у протестантов этот день не празднуется.

См. прот. К. Т. Никольский, "Пособие к изучению устава богослужения православной церкви" (5 изд., 1898); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, M., 1890); прот. Г. Сретение Господне Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной церкви" (т. I, СПб., 1882).

Смотрии так же...