Рибера

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Р РА РБ РВ РГ РД РЕ РЖ РИ РК РО РТ РУ РШ РЫ РЭ РЮ РЯ
РИА
РИБ
РИВ
РИГ
РИД
РИЕ
РИЖ
РИЗ
РИК
РИЛ
РИМ
РИН
РИО
РИП
РИС
РИТ
РИФ
РИХ
РИЦ
РИЧ
РИШ

Рибера (Хосе de Ribera, 1588—1656), прозванный в Италии Спаньолетто — испанский живописец и гравер; род. в Хативе (ныне Сан-Фелипе), в Валенсийском королевстве, сперва учился у Фр. де Рибальты, а потом переехал в Рим, где развился под влиянием Микеланджело да Караваджо. Несмотря на то что Рибера имел случай познакомиться с произведениями Рафаэля, Карраччи и Корреджо и даже изучать их, манера письма и натуралистические тенденции Караваджо пришлись настолько ему по вкусу, что после нескольких работ, исполненных в духе вышеназванных живописцев, он окончательно примкнул к Караваджиевской школе. Переселившись в Неаполь, Рибера очень быстро достиг здесь большой известности своими полными силы и мрачными по настроению сценами мучений святых. Здесь им была написана только одна картина в более спокойном стиле — известное "Снятие с креста" (в церкви С. Мартино, в Неаполе). Картины Рибера отличаются мастерским письмом, оригинальностью композиции и превосходной светотенью; несмотря на эти достоинства, они, однако, не удовлетворяют эстетического вкуса нашего времени вследствие ярко проявляющейся в них натуралистической тенденции мастера, нередко впадающего в утрировку возможного в действительности. Особенно покровительствовали Рибера неаполитанский вице-король, герцог Осуна, возведший художника в звание своего придворного живописца, а также монахи, по заказу которых им было написано немалое количество картин. В 1630 г. Рибера был избран в члены римской академии св. Луки. По преданию, он отличался в высшей степени мрачным, завистливым и мстительным характером; например, говорят, что когда в Неаполь прибыли живописцы Гвидо Рени, Гесси и Доменикино, он, вместе с Караччоло и Коренцио, своими преследованиями принудил их оставить этот город. Под влиянием Рибера развились Лука Джордано, Фальконе и Сальватор Роза. Из произведений Рибера наибольшей известностью пользуются: "Сон Иакова", "Мучение Св. Варфоломея", "Пресвятая Троица" (в мадридском музее), "Поклонение Пастырей" (в Луврском музее, в Париже), "Мучение св. Лаврентия", "Св. Мария Египетская" (в дрезденской галерее), "Снятие с Креста" и "Смерть Сенеки" (в мюнхенской пинакотеке). В Императорском Эрмитаже находятся 5 несомненных картин Рибера: "Св. Севастиан" (№ 330), тот же святой (№ 331), "Св. Иероним, внимающий звуку небесной трубы" (№ 333), "Св. Иероним в сирийской пустыне" (№ 332) и "Св. Прокопий богемский" (№ 334). Рибера известен также как гравер, исполнивший 26 листов, из которых лучшими считаются: "Бахус с двумя сатирами" и портрет Дона-Хуана Австрийского.

А. А. С—в.

Смотрии так же...