Пураны

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
П ПЕ ПА ПЕ ПЁ ПЖ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПУА
ПУБ
ПУГ
ПУД
ПУЖ
ПУЗ
ПУИ
ПУЙ
ПУК
ПУЛ
ПУМ
ПУН
ПУП
ПУР
ПУС
ПУТ
ПУУ
ПУФ
ПУХ
ПУЦ
ПУЧ
ПУШ
ПУЩ
ПУЭ

Пураны (санскр. Pur â na = "старина, былина") — особый вид эпических поэм в индийской литературе, сменивший в ней так называемые итихасы (см.), от которых его отделяет довольно большой промежуток времени. Следует отличать памятники, дошедшие до нас под именем Пураны, от древних Пураны, упоминаемых еще в ведийской литературе (в брахманах) и представлявших собой космогонические рассуждения о "начале вещей" (agra). Со временем имя Пураны было придано и другим произведениям баснословно-исторического содержания. В то время, как итихасы изображают подвиги смертных героев, Пураны прославляют главным образом деяния богов, являясь как бы Священными книгами индуизма. Наряду с древними мифами и преданиями, Пураны представляют и очевидные черты позднейшего происхождения. Повторения одних и тех же мифов, нередко даже буквальные повторения текста в разных Пураны указывают на существование каких-то более древних памятников (тоже Пураны?), послуживших источником для уцелевших Пураны По определению индийского лексикографа Амарисинхи (VI в. после Рождества Христова?), Пураны изображают: 1) сотворение мира, 2) его разрушение и возобновление, 3) генеалогию богов и патриархов, 4) царствования разных Ману, образующие особые периоды — Манвантары, 5) историю солнечной и лунной царских династий. Ни одна из дошедших до нас Пураны не отвечает вполне точно этому определению; наиболее выдержанной в данном отношении является одна лишь Вишну-Пураны Обстоятельство это легко объясняется большим хронологическим расстоянием, которое отделяет эпоху Амарасинхи от времени окончательной редакции дошедших до нас Пураны, древнейшая из коих (Ваю-Пураны) не старше Х в. после Рождества Христова, а прочие принадлежат XIII—XVI вв. Таким образом, сохранившиеся Пураны являются памятниками сравнительно очень позднего происхождения, древние же их редакции утрачены. Значение Пураны, как исторических памятников, ничтожно. В изображении древнейших событий Пураны следуют Махабхарате и Рамаяне, а в своих генеалогических построениях самым резким образом противоречат друг другу и хронологии вообще. Зато для истории индийских верований Пураны дают ценный материал. По словам знатока Пураны, профессора Вильсона, значительная часть их содержания имеет подлинный, древний характер. Позднейшие вставки, сделанные в целях той или другой индусской секты, легко могут быть выделены из первичного содержания, так что Пураны служат хорошим источником для характеристики круга верований, сменившего ведийское религиозное мировоззрение, хотя сами они принадлежат более позднему периоду. Феогония и космогония Пураны в своих элементах восходит почти к ведийскому периоду; знакомство с ведами проглядывает в них довольно часто. Схема первичного творения заимствована от философской школы Санкхья (см.). Одна из характерных черт Пураны — пантеизм, лежащий в основе их учений; хотя специальное божество, прославляемое в той или другой Пураны, варьируется, согласно ее принадлежности к тому или другому сектантскому учению, но везде оно отожествляется со всем существующим, исходящим из него и к нему возвращающимся. Вообще, Пураны носят очевидные признаки своей принадлежности к разным эпохам и составления под различными влияниями. Так как процесс образования современного индуизма из смеси брахманизма и других религиозных учений древней и средневековой Индии происходил между IX—XIV вв. после Рождества Христова, то и возникновение Пураны в их окончательном виде должно быть отнесено к этой эпохе. Все Пураны написаны стихами, в неизменной форме диалога между двумя лицами, одно из которых задает разные вопросы, а другое излагает в своих ответах пуранические учения. Этот диалог прерывается другими, происходившими, будто бы, между другими лицами по поводу аналогичных вопросов. Постоянным рассказчиком является Ломагаршана или Ромагаршана, ученик мифического мудреца Вьясы (см.), носящий титул суты, т. е. рапсода или панегириста, имеющего особое право и обязанность прославлять деяния царей и богов. Кроме основных 18 Пураны, имеется столько же так называемых упапуран или побочных Пураны, в которых эпическое содержание оттеснено на задний план ритуальным элементом.

Основные Пураны делятся индусами на три класса, смотря по преобладанию в них "чистоты, тьмы и страсти". К первой серии (с преобладанием чистоты = санскр. sattva) принадлежат: 1) "Вишну Пураны" (изд. Дживананды Видьясагары с туземным комментарием, Калькутта, 1876; английский перевод с обширным введением и примечанием Вильсона, Лондон, 1840; переиздан с дополнениями Фицэдвардом Галлем, Л., 1864—77); 2) "Нарадия Пураны"; 3) "Бхагавата Пураны" (изд. с туземным комментарием, Бомбей, 1860, 1880, 1887 и т. д. Текст и французский перевод Бюрнуфа и Hauvette-Besnault, Париж, 1840—84); 4) "Гаруда Пураны" (часть изд. в Бомбе, 1863); 5) "Падма Пураны" (отрывки изд. в Бомбее, 1857, 1861, полное изд. Вишванатха Нараяны Мандлика, Пуна, 1893—94); 6) "Варага Пураны" (изд. Гришикеши Шастри, Калькутта, 1887—89). Эти Пураны принадлежат секте вайшнава (вишнуитам), и поэтому главную роль в них играет бог Вишну. Вторую группу (с преобладанием "невежества или тьмы" = санскр. tamas) составляют: 1) "Матсья Пураны" (изд. Дживананды Видьясагары, Калькутта, 1876); 2) "Курма Пураны" (изд. в Мадрасе, 1876); 3) "Линга-Пураны" (изд. с туземным комментарием, Бомбей, 1857); 4) "Шива Пураны" (изд. Бомбей, 1884); 5) "Сканда Пураны" (часть изд. в Бомбее, 1861); 6) "Агни Пураны" (изд. в "Bibliotheca Indica", Калькутта, 1870—79). Пураны этой группы принадлежат шиваитам, и главный герой их бог Шива. Наконец, третью серию, посвященную Брахме и представляющую преобладание "страсти" (санскр. rajas), образуют: 1) "Брахма Пураны"; 2) "Брахманда Пураны; 3) "Брахма-вайварта Пураны" (отрывок изд. с лат. перев. и комм. Штенцлер, Б., 1829, другой в Бомбее, 1854); 4) "Маркандея Пураны" (изд. Banerjea в "Bibl. indica", Калькутта, 1855—62; Дживананды Видьясагары, Калькутта, 1876, в Бомбее, 1888 и т. д.; отрывок с лат. переводом и примеч. Poleу, Берлин, 1831); 5) "Бхавишья Пураны" и 6) "Вамана Пураны". Кроме этих Пураны, есть еще очень древняя "Ваю Пураны" (изд. Раджендралала Митра, Калькутта, 1879—85), которая в туземных перечнях Пураны заступает место Агни Пураны или Шивы Пураны Ее относят к VI в. после Рождества Христова, тогда как прочие Пураны принадлежат позднейшему времени (ХIII—XVI вв.). Все Пураны отличаются своим обширным объемом. По показанию Бхагаваты Пураны, во всех 18 Пураны насчитывается 400 тысяч строф. Самая объемистая, Сканда Пураны, имеет 81000 строф, а две самые краткие — Брахма и Вамана Пураны — по 10000.

Из упапуран изданы лишь немногие: "The vrihannaradiya Р." (Гришикешой Шастри, Калькутта, 1866—91) и "Саура" ("Saura P." ed. by Pandit Kasinatha Sastri Sele, Пуна, 1880). Прочие известны в рукописях или только по имени.

Ср. Wilson, "Analysis of the P." ("Journ. of the Roy. As. Soc.", т. V, 1838; перепечатано в его "Select Works", Л., 1862—71, т. III); его же предисловие к переводу Вишну Пураны (см. выше); Weber, "Verzeichniss der Sanskrit Handschriften der K. Bibliothek zu Berlin" (1855, стр. 127—48); Th. Aufrecht, "Catalogus Codicum MSS Sanscriticorum quotquot in Biblioth. Bodleiana adservantur" (1859, стр. 7—87). Мифология Пураны — у Vans Kennedy, "Researches into the Nature and Affinities of Ancient Hindu Mythology" (Лондон, 1831).

С. Б—ч.

Смотрии так же...