Сотворение мира

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
С СА СБ СВ СГ СД СЕ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОУ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Сотворение мира (мифол., этногр.). — История натуралистических религий дает множество рассказов на эту тему. Заслуживает, напр., внимания сказание американских индейцев Чипеваи, по весьма близкому сходству с апокрифическими сказаниями о Сотворение мира мира, обращающимися среди южнорусского и других сродных с ним славянских народов. Первоначально была только вода. Великий дух Виска приказал бобру опуститься в воду и принести со дна моря немного земли на поверхность. Бобр опустился, но земли не достал. Мышь обнаружила большую ловкость и принесла немного тины. Тогда Виска дохнул на эту тину, или ил, и последний разросся до громадных размеров. В апокрифических книгах и малорусских народных рассказах место Виски занимает Бог, место бобра и мыши Сатана или голуби, а в остальном почти полное сходство. Хорошо известны древнеиндийские предания о происхождении мира из Брамы, древнегерманские предания о происхождении мира из тела убитого Имира, финские песни Калевалы о происхождении мира из яйца, снесенного дикой уткой на колене матери воды Ильматар и др. т. под. Нельзя определить с достоверностью, каковы были рассказы у славян о сотворении мира до принятия христианства, так как они впоследствии сильно изменились под влиянием апокрифов. Афанасьев, во 2 т. "Поэтических воззрений славян на природу", без достаточного основания в дуалистическом противоположении Бога и Сатаны апокрифических сказаний усмотрел остаток верований в бога-громовника Перуна и враждебного ему демона мрачных туч и в апокрифическом создании гор Сатаной славянское представление о змее Горыниче. Вышла путаница разнородных и разноплеменных представлений о мире. Весьма возможно, что и в апокрифах находятся натуралистические мифы; но мифы эти возникли и развились вдали от славянства, большей частью на дуалистической основе древних иранских религий, и болгарские богомилы немногое могли к ним добавить из сферы собственно болгарского народного мировоззрения. В космогонических апокрифах довольно явственно выразился гностико-богомильский дуализм. По сирскогностическому учению и по весьма сходному с ним учению богомилов, первоначальное существо Бог-Отец создал разные чины ангелов и архангелов. Высшему существу, непостижимому Богу, противоположно злое начало Сатана. Ангелы, духи 7 планет, сотворили мир и человека. Бог вложил в него душу. Сатана сотворил мир темных существ. Богомилы, принявшие основные элементы этого гностического и манихейского учения, несколько иначе развили их. Мощный дух Сатанаил за возмущение против Бога низвержен был с высоты небесной. Из соревнования Богу он создал второе небо и вторую землю себе и соучастникам своего падения, он создал тело человека, но не мог вложить в него душу, и, по его просьбе, Бог послал в тело свое дыхание. Сатана в течение 5500 лет враждовал с Богом, и наконец, Бог создал от сердца своего великого ангела Миха, явившегося во плоти в лице Иисуса Христа. Миха победил Сатанаила, отнял от его имени священное окончание ил и присоединил его к своему первоначальному имени Миха. Один из наиболее привившихся на русской почве апокрифов этого типа напечатан проф. И. Я. Порфирьевым по рукописи Соловецкой библиотеки XVII ст. Среди малорусских народных рассказов о Сотворение мира мира особое место занимает миф о первом веке творения (в "Записках о южной Руси", П. А. Кулиша, II, 31—3 2). Все рассказы, напечатанные у Чубинского, Драгоманова, Новосельского, Афанасьева и в "Основе", несомненно построены на апокрифах гностико-богомильского происхождения. В коротком и темном народном рассказе о первом веке творения, записанном Кулишем, сохранились обломки древнеславянского космогонического мифа об участии в создании мира мыши и воробья и происхождении мира из яйца. Апокрифические сказания о создании мира Богом и Сатанаилом настолько были популярны в России, особенно в Галиции, что проникли в народную поэзию, и возникли народные апокрифические песни и в частности рождественские колядки о создании мира двумя голубями, о спускании Сатанаила или самого Господа на дно моря.

Н. Сумцов.

Смотрии так же...