Основное богословие

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОСА
ОСВ
ОСЕ
ОСИ
ОСК
ОСЛ
ОСМ
ОСН
ОСО
ОСП
ОСС
ОСТ
ОСУ
ОСФ
ОСЦ
ОСЫ
ОСЬ
ОСЯ

Основное богословие или христианская апологетика — имеет предметом систематическое изложение основных истин христианской веры. Задача его — представить в систематическом изложении те основания или доказательства, на которых покоится и которыми оправдывается вера христианина в безусловную истину коренных основ религиозно-христианского учения и показать неосновательность их отрицания со стороны противо-религиозных и противо-христианских воззрений, преимущественно новейшего времени, и притом таких, которые представляют собой целые системы миросозерцания, расходящиеся с христианством. Метод изложения Основное богословие богословия — по преимуществу положительный, обосновывающий, утверждающий. Оно служит введением в энциклопедию богословских наук, раскрывая те общие истины веры, которые составляют необходимые предположения каждой отдельной богословской науки, но принимаются там как готовые данные (истину бытия Божия, бессмертия человеческой души и т. п.). Ближайшее отношение Основное богословие богословие имеет к теоретическим богословским наукам — к богословию догматическому и нравственному, которые относятся к нему как частное к общему. Из философских наук Основное богословие богословие имеет ближайшее сродство с так наз. философией религии, но отличается от нее строго положительным и апологетическим характером. Начальные зародыши Основное богословие богословия находятся yжe в самых древних произведениях христианской письменности, преимущественно в творениях, известных под именем христианских апологий. О развитии христианской апологетики от начала христианства до XV в. и о состоянии ее в последующие века в Западной Европе см. Апология. В России апологии в защиту христианства появляются впервые в период брожения, вызванного жидовствующими; сюда относятся "Просветитель" Иосифа Волоколамского и "Истины показание к вопросившим о новом учении", инока Зиновия Отенского. В XVIII в. апологетическая деятельность выражалась главным образом в духовном красноречии. Феофан Прокопович, Платон, митроп. московский, Анастасий Братановский, Гедеон Криновский и др. давали в своих проповедях широкое место борьбе с неверием. Цельных богословских опытов, написанных в защиту христианства, в этот период времени у нас явилось очень немного; можно указать только на сочинение Феофана Прокоповича: "О безбожии", в котором, между прочим, опровергается учение Спинозы, и на приписываемые моск. митроп. Платону "Ответы на 16 вопросов" Вольтера и сочин. "О божественности христианского учения" Феоктиста, архиеп. белгородского. Литература христианской апологетики весьма обширна; для ознакомления с ней см. архиеп. черниг. Филарета: " Историческое учение об отцах церкви" (2 изд., СПб., 1882); Н. П. Рождественского: "Очерк истории апологетики и современно-научной постановки ее в зап. богословской литературе" ("Христианское Чтение", 1873, сент. и окт.); свящ. И. Петропавловского: "Метод и план христианской апологетики" (в "Чтениях общества любителей духовного просвещения", 1876, кн. 1 и 2); Werner, "Geschichte der apologetischen und polemischen Literatur der christlichen Theologie" (1861—67); Senden, "Geschichte der Apologetik" (1846). Опыты под названием "Основное богословие богословия", как в нашей, так и в иностранной литературе, стали появляться только с последней половины текущего столетия. Из них более известные труды принадлежат католическим богословам: "Fundamental-theologie" Эрлиха, изд. в 50-х гг.; "Handbuch der Fundamental-theologie", Шпринцля, изд. в 1876 г.; "Lehrbuch der Fundamentaltheologie", Геттингера, изд. в 1879 г. С Основное богословие богословием имеют близкое сродство некоторые богословские системы, известные под другими названиями. Сюда относятся: а) системы апологетики христианства и вообще ученые апологии, из которых многие переведены на русский яз. (напр. апологии Геттингера, Огюста Никола, Навиля, Лютарда и др.). b) Системы так наз. естественного или рационального богословия, к которым относятся, например, сочинения Ульрици ("Бог и природа", "Душа и тело"), Бинера ("Космос"), Камилла Фламариона ("Бог в природе"), Альфреда Вари. В московской духовной акд. преподается "естественно-научная апологетика", содержание которой входит в систему Основное богословие богословия. с) Системы умозрительного богословия и философской догматики, иногда раскрывающие преимущественно догматы веры (католич. ученые Штауденмайер, Кун), иногда — общие религиозные истины (протестантские ученые Фойгт, Вейсе, Данге.). У нас к философской догматике можно отнести "Лекции по умозрительному богословию", проф. московской акд. Основное богословие Голубинского (обнимающие только учение о Боге), и лекции по догматическому богословию Иоанна, епископа смоленского. d) Системы введения в богословие, ставящие себе задачей раскрывать предварительные понятия об основных предметах богословия вообще. У западных богословов они наз. иногда именем "общего богословия" (Theologia generalis), в отличие от частных богословских наук. У нас сюда относятся: "Введение в православное богословие" (2 изд., СПб., 1855), митрополита Макария, и "Генетическое введение в православное богословие" (СПб., 1877), прот. Сидонского, а в позднейшее время — "Введение в православное богословие", И. Пятницкого (Ставрополь, 1693). Лучший курс Основное богословие богословия принадлежит Н. П. Рождественскому, проф. СПб. духовной акд. ("Христианская Апологетика", СПб. 1884). Существуют еше курсы Основное богословие богословия епископа Августина ("Руководство к Основное богословие богословию", М., 1886—в объеме курса дух. семинарий), прот. Д. Тихомирова ("Курс Основное богословие богословия", СПб., 1887) и прот. Н. Елеонского ("Краткие записки по Основное богословие богословию", М., 1895).

В.

Смотрии так же...