Объективизм

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОБА
ОБВ
ОБГ
ОБД
ОБЕ
ОБЖ
ОБЗ
ОБИ
ОБЛ
ОБМ
ОБН
ОБО
ОБР
ОБС
ОБТ
ОБУ
ОБШ
ОБЩ
ОБЪ
ОБЫ
ОБЬ
ОБЮ
ОБЯ

Объективизм — стремление к оценке вещей, лиц и событий на основании их точного изучения, независимо от собственных пристрастий и предвзятых мнений, когда они не могут быть удовлетворительно оправданы разумом. В этом смысле Объективизм обязателен для всякого ученого и критика, который должен быть, прежде всего, освобожден от баконовских "идолов" (см. Бакон). Но если под Объективизм разуметь полное и безусловное отделение изучаемых предметов от душевной природы изучающего, то такой абсолютный Объективизм должен быть признан невозможным. Независимо от общей гносеологической соотносительности между познаваемым и познающим (см. Познание), врожденные и в основе своей бессознательные свойства личной и национальной души не могут быть лишены своего естественного влияния через одно намерение быть объективным. Самый факт преобладающего стремления к Объективизм в том или другом ученом или критике основан на его субъективных психологических свойствах — на холодности темперамента, на равнодушии к известным сторонам жизни и т. д. Эти свойства, соответствующие одним областям знания (например, математике, формальной логике), могут быть совсем неуместны для других (например, для истории или для богословия, где имеет силу изречение pectus facit theologum). Если чьи-нибудь личные чувства и мнения согласны с высшими идеальными требованиями, то нет причины от них отрешаться. Поскольку данная действительность находится в процессе изменения и совершенствования и, поскольку в этом процессе играют роль чувства, мысли и стремления человека, абсолютный Объективизм, если бы даже он был возможен, не был бы желателен, как равносильный остановке развития. Истинный, разумный Объективизм требует, чтобы, кроме фактов действительности, принималось во внимание и её достоинство — а это связано с той или другой высотой субъективного мерила. Во всяком случае должно помнить, что самая противоположность между субъектом и объектом не есть что-нибудь безусловное и окончательное и что полная правда не может быть ни только объективной, ни исключительно субъективной.

Вл. С.

Смотрии так же...