Обитуарии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОБА
ОБВ
ОБГ
ОБД
ОБЕ
ОБЖ
ОБЗ
ОБИ
ОБЛ
ОБМ
ОБН
ОБО
ОБР
ОБС
ОБТ
ОБУ
ОБШ
ОБЩ
ОБЪ
ОБЫ
ОБЬ
ОБЮ
ОБЯ

Обитуарии (от лат. obitus — отшествие, кончина) — церковные памятники в средневековой латинской церкви, заменившие прежние диптихи и соответствующие византийским и особенно древнерусским синодикам. Иногда они носили также название книги мертвых (libri mortuorum), ежегодника (в монастырях — livre anniversaire) и книги жизни (liber vitae). Они велись в монастырях, кафедральных и коллегиальных церквах; в них заносились имена умерших епископов, каноников, аббатов, братий монастыря, благотворителей и других лиц, почему-либо близких монастырю, даже иностранцев. По Мабильону, они получили начало с VI в., в бенедиктинских монастырях. В том же столетии они появились и в Англии. По кончине аббата или благодетеля монастыря, монахи отправляли для объявления о ней нарочного (rotulus) по всем монастырям и церквам диоцеза, и в каждом из монастырей имя умершего заносилось в обитуарии, с обозначением дня его кончины. Запись была неодинакова для аббатов (и вообще лиц замечательных) и для простой братии; о первых значилось: depositio Domini NN, abbatis, о вторых просто: obiit. Обитуарии делились на отделы, соответственно монастырским рангам: на первом месте — аббаты, на втором — прочие монастырские чины и братия; в особых отделах значились имена царственных особ. Часто Обитуарии соединялся в одной книге с "монашеским правилом". При именах благотворителей обозначались их благотворения, что, вместе с встречающимися детальными сведениями о епископах и аббатах, сообщает Обитуарии значение исторического первоисточника.

Н. Б-в.

Смотрии так же...