Обаясныки (миф.) — так местами в правобережной Малороссии называют змеев-летавцев. Если сильно горюют по умершему, то последний обращается в злого духа Обаясныки и по ночам летает к горюющему. Этот демон более известен под именем летавца; о нем упоминает Иннокентий Гизель. Поверье об Обаясныки примыкает к обширному циклу сказаний о женихе-мертвеце (тема, разработанная в балладе Бюргера "Ленора"). Специальные монографии о женихе-мертвеце — профессора Созоновича (на русском языке) и профессора Шишманова (на болгарском языке). О Обаясныки-летавцах см. в ст. Падбереского в "Zbior Wiadom ó sci do antrop. krajowej" (IV, 9) и в "Трудах" Чубинского (I, 193). Любопытно само слово Обаясныки, в котором сохранилось древнеславянское слово обавити, обаяти, в значении околдовать (первоначально — оговорить, incantare). В старинных русских памятниках (напр. в Азбуковниках) встречается близкий термин — обаяници, в значении колдунов.
Н. С-в.