Обаясныки

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОБА
ОБВ
ОБГ
ОБД
ОБЕ
ОБЖ
ОБЗ
ОБИ
ОБЛ
ОБМ
ОБН
ОБО
ОБР
ОБС
ОБТ
ОБУ
ОБШ
ОБЩ
ОБЪ
ОБЫ
ОБЬ
ОБЮ
ОБЯ

Обаясныки (миф.) — так местами в правобережной Малороссии называют змеев-летавцев. Если сильно горюют по умершему, то последний обращается в злого духа Обаясныки и по ночам летает к горюющему. Этот демон более известен под именем летавца; о нем упоминает Иннокентий Гизель. Поверье об Обаясныки примыкает к обширному циклу сказаний о женихе-мертвеце (тема, разработанная в балладе Бюргера "Ленора"). Специальные монографии о женихе-мертвеце — профессора Созоновича (на русском языке) и профессора Шишманова (на болгарском языке). О Обаясныки-летавцах см. в ст. Падбереского в "Zbior Wiadom ó sci do antrop. krajowej" (IV, 9) и в "Трудах" Чубинского (I, 193). Любопытно само слово Обаясныки, в котором сохранилось древнеславянское слово обавити, обаяти, в значении околдовать (первоначально — оговорить, incantare). В старинных русских памятниках (напр. в Азбуковниках) встречается близкий термин — обаяници, в значении колдунов.

Н. С-в.

Смотрии так же...