Митра, головной убор

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МИА
МИГ
МИД
МИЕ
МИЖ
МИЗ
МИК
МИЛ
МИМ
МИН
МИО
МИР
МИС
МИТ
МИУ
МИФ
МИХ
МИЦ
МИЧ
МИШ
МИЩ
МИЭ
МИЮ
МИЯ

Митра, головной убор — у древних римлян (mitra, иначе calantica) женский чепчик из плотной материи, свешивавшийся назад в виде мешка, в который помещались волосы. У греков Митра — род головной повязки в виде широкой ленты через лоб, облегавшей вокруг всю голову и позади имевшей узел с длинными концами. Такая повязка усвоена была христианскому епископу по подобию головного облачения иудейского первосвященника. Такой повязкой в виде золотого листа украшали свое чело Иоанн Богослов, св. Марк и Иаков меньший, епископ иерусалимский. Позже, как епископская принадлежность, такая повязка носила название στέφανος, corona, κίδαρος, диадема. С течением времени повязка, удлиняясь кверху, образовала род шапки с открытым верхом и выдающимися заостренными краями с обеих сторон. В VI веке Иоанн Каппадокийский, епископ константинопольский, первый стал делать на Митра украшения в виде вышивок разного рисунка, особенно же священных изображений, преимущественно на лобовой части Митра, в чем ему стали подражать и на Западе. До XII в. на Западе Митра была еще очень низкая, обнимая спереди лишь один лоб; с XII в. она получает вид двурогой короны, какая на изображениях вещественных памятников христианской древности усвояется трем еврейскими отрокам в вавилонской пещи. Митра считалась настолько существенной принадлежностью епископа, что они ею клялись, слово corona, которым переводилось μίτρα, у латинян обозначало самый сан епископский. С конца XI в. на Западе Митра стали усваивать и аббатам монастырей. В восточной церкви епископская Митра с XI в. стала пониматься как подобие императорской короны и получила символическое значение (епископ — образ царя-Христа), напоминая также о терновом венце Распятого и о том "сударе" (Иоан., XX, 7), которым была обвита глава Погребенного. С течением времени изменилась и ее форма: она стала закрытой сверху, кверху расширяющейся и круглой "епископской шапкой". В России, со времени Московского собора 1667 г., "серебряные золотые шапки, подобные Митра (епископским)" стали жаловаться и архимандритам, что продолжается и доселе. Ныне Митра дается и лицам из белого духовенства (протопресвитерам и протоиереям), по непосредственному благоусмотрению Государя Императора. Св. синоду предоставлено представлять к Митра лишь одного настоятеля Исаакиевского собора. По особому Высочайшему усмотрению духовным лицам не ниже митрополита жалуется Митра патриаршая, отличающаяся от обыкновенной водруженным на ней сверху крестом. Такую Митра доселе имели в России только митрополиты московский Филарет и спб. Исидор.

Н. Б—в.

Смотрии так же...