Метр, стихотворный размер

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МЕА
МЕБ
МЕВ
МЕГ
МЕД
МЕЕ
МЕЖ
МЕЗ
МЕИ
МЕЙ
МЕК
МЕЛ
МЕМ
МЕН
МЕО
МЕП
МЕР
МЕС
МЕТ
МЕУ
МЕФ
МЕХ
МЕЦ
МЕЧ
МЕШ
МЕЩ

Метр, стихотворный размер (греч. μέτρον, мера, размер) — в русском языке означает, в более широком смысле, стихотворный размер (см. Стихосложение), в более тесном — неделимую ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких слогов или же с акцентом (ударением) на подлежащем месте. В этом последнем значении Метр отождествляется со стопой (см.), а потому и метрическое стихосложение иначе называется стопным . В языках количественных (квантитативных), каковы древнегреческий, латинский, санскритский и др., в основание Метр полагается определенная мера времени, а именно время, потребное для произнесения короткого слога (χρόνος πρώτος, т. е. первоначальное основное время); продолжительность долгого слога принимается при этом за двойную или двухвременную. Краткость обозначается знаком , долгота знаком —. Так как "основное время" служило мельчайшей частью ритма и единицей ритмической меры, то по числу его называлась не только стопа (метр), но и весь стих. Таким образом, сочетание слогов долгого с кратким составляло трехвременный Метр, долгого с двумя краткими (или, вместо того, с другим долгим) — четырехвременный Метр, долгого с тремя краткими — пятивременный Метр, двух долгих с двумя краткими — шестивременный Метр Количество стоп, из которых составлены стихи и колена поэтического произведения, обуславливает собой ритмический род последнего (γενος ρυθμικόν), а именно ритмы трохеический , дактилический , пэонический и ионический. Простейшая и древнейшая строфа во всех родах ритма и у всех народов есть двустишие (distichon); она содержит в себе четыре колена. По числу метров в стихе последний именуется диметром, триметром, тетраметром, пентаметром, гекзаметром; к этим названиям присоединяются названия ритмических родов (например, диметр трохеический). Метр в языках квантитативных совпадает с их просодией, и долгота слогов отвечает ритмическим ударениям или иктам (ictus); при этом зачастую грамматические (иначе — прозаические) ударения или акценты не согласуются с ритмическими, и последние могут падать на неударяемые слоги. В отличие от этого греческого Метр некоторые ученые (Олесницкий, Сокальский и др.) допускают понятие "вольного Метр", как материальной неделимой единицы, необходимой для проявления ритма в песенной речи. Конструкция "вольного Метр" разнообразна, как разнообразны свойства языков; главная цель его состоит в том, чтобы "давать такие ощутимые для слуха части, которые могли бы служить для целей ритма, т. е. сочленяться в известные группы низшего и высшего порядка, а для этого достаточно даже одного акцента или особой интонации в каждой части на каком-либо слове или слоге" (П. Сокальский, " Русская народная музыка", стр. 238). Ср. Метрика, Ритм, Стопа, Стихосложение.

А. Деревицкий.

Смотрии так же...