Метафраст

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МЕА
МЕБ
МЕВ
МЕГ
МЕД
МЕЕ
МЕЖ
МЕЗ
МЕИ
МЕЙ
МЕК
МЕЛ
МЕМ
МЕН
МЕО
МЕП
МЕР
МЕС
МЕТ
МЕУ
МЕФ
МЕХ
МЕЦ
МЕЧ
МЕШ
МЕЩ

Метафраст (Симеон, умер около 940 г. или, по другим, около 976 г.) — род. в Константинополе; состоял секретарем при императорах Льве Философе и Константине VII; исполнял важные дипломатические поручения; спас город Солун от истребления, которым угрожали этому городу в 904 г. арабы, убедив предводителя их взять за город денежный выкуп. К концу жизни был патрицием и магистром. Причтен греческой церковью к лику святых (память его 27 ноября). Михаил Пселл около 1050 г. составил его жизнеописание и церковную службу в честь его. Метафраст известен собранной им по поручению императора коллекцией "Житий святых", причем он не ограничился одним собранием древних сказаний, а пересказал или переложил их; отсюда его название Метафраст (от μεταφράξειν — пересказывать, перелагать). Кроме дополнений, внесенных Метафраст от себя, ради "полноты и силы" повествования и красоты речи, Пселл находит в метафразах его и элемент исторической критики: он устранял из древних сказаний то, что было написано в них "несправедливого", а также "ошибки в словах", вообще все, что могло вызывать "насмешки и даже презрение" читателей. Монфокон, на основании сличения метафраз Симеона с редакциями старых "житий", также находит, что Метафраст значительно улучшил первоначальный вид житий. Критика Метафраст весьма робка и скромна; в его метафразах много вполне легендарного, что у некоторых позднейших писателей житий, например у св. Димитрия Ростовского, в его "Четьях минеях", оказывается более или менее устраненным. Во всех тех случаях, когда Метафраст приходилось иметь дело с единственным сказанием о каком-либо святом, он сохранял его в его подлинном изложении, хотя бы оно и не было достоверно, руководясь желанием оставить назидание и в жизнеописании малоизвестного святого. Он часто обращается к просопопее, влагая в уста исповедников и отшельников целые речи, иногда имеющие стереотипный характер. Число жизнеописаний, составленных Симеоном, доселе с точностью не определено. Алляций, сличавший их с древними подлинниками житий по рукописям Ватиканской библиотеки, насчитывает их 122. Из числа остальных, встречающихся с именем Метафраст, 444 жизнеописания и похвальных слова принадлежат другим известным лицам, а 95 — лицам неизвестным. Преосвященный Филарет черниговский думает, что "многие" из последних были "исправляемы" Симеоном Метафраст

Полного собрания всех жизнеописаний, составленных Метафраст, доселе не существует. Большинство их издано в латинском переводе Липоманом в "Vitae sanctorum" (Рим, 1551—1560); Л. Сурий в 1569 г. переиздал их в своих "Vitae sanctorum", разместив по месяцам, в порядке церковного празднования; в таком же порядке они вошли в "Acta sanctorum" болландистов. Полный перечень их — у Фабриция в IX т. его "Bibliotheca graeca". Отдельные жития некоторых греческих святых отцов — Афанасия, Ефрема, Златоуста и других — в греческом подлиннике напечатаны при изданиях их сочинений (см. перечень их у Филарета черниговского, "Историческое учение об отцах церкви", т. III, стр. 390). В 1541 г. в Венеции монахом Агапием издано извлечение из собрания Метафраст под заглавием: "Liber dictus paradisus, seu illustrium sa n ctorum vitae". Кроме жизнеописаний, под именем Симеона Метафраст или Симеона Логофета в литературе еще известны: несколько проповедей ("Плач Богоматери над гробом Спасителя", известный в русской литературе по заимствованиям из него у Кирилла Туровского, указанным Метафраст И. Сухомлиновым; "Слово на великую субботу" и "Слово на день Успения Богоматери", изданные Алляцием и Комбефизом), два стихотворения (изданы в книге: "Po ë tae graeci veteres"), девять посланий, несколько молитв и канонов (на великий пяток и в честь св. Марии Египетской), анналы византийской жизни за время от 813 г. по 963 г., извлечения из сочинений Василия Великого и Макария Великого. Доселе критикой не установлено, принадлежат ли эти сочинения Симеону Х века или Симеону XII века, так как оба они имели титул логофета.

Н. Б—в.

Смотрии так же...