Мерк

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МЕА
МЕБ
МЕВ
МЕГ
МЕД
МЕЕ
МЕЖ
МЕЗ
МЕИ
МЕЙ
МЕК
МЕЛ
МЕМ
МЕН
МЕО
МЕП
МЕР
МЕС
МЕТ
МЕУ
МЕФ
МЕХ
МЕЦ
МЕЧ
МЕШ
МЕЩ

Мерк (Иоганн Генрих Merck, 1741—1791) — немецкий литератор, особенно известный дружбой с Гёте. Занимал в Дармштадте довольно видное место при военном департаменте. В его доме собирались самые выдающиеся люди того времени. Друзьями Мерк были Гердер, Виланд, Гёте (с 1771 г.), Лафатер, Николаи, ландграфиня Каролина гессен-дармштадтская, герцог Карл-Август веймарский, его мать Амалия и др. Мерк был человек с универсальным образованием и холодным критическим умом; он обладал огромным запасом практических и специальных сведений (особенно по технике и естественной истории), но ему недоставало философской глубины, оригинальных идей и творческой силы. Беспощадная резкость его приговоров придавала ему в глазах его друзей характер "диаболизма" — чего-то демонического, что и дало позднейшим критикам повод усматривать в нем оригинал гётевского Мефистофеля. Биограф Мерк, Циммерман, отчасти опровергает это мнение, приводя ряд доказательств в пользу того, что Мерк был человек крайне добродушный, сердечный и безусловно благородный (вопреки резкому отзыву Гёте о Мерк в "Wahrheit u. Dichtung").

Литературную деятельность свою Мерк начал с переводов с английского. Первые его опыты стихотворных басен и рассказов были подражаниями Лессингу; своими лирическими пьесами он примкнул отчасти к гёттингенским поэтам, отчасти к Гердеру. Оригинальны две шутливые рапсодии в народном стиле: в них осмеяны тогдашние педанты (например, Николаи), раскритиковавшие "Вертера". С 1772 г. Мерк делается деятельнейшим сотрудником "Frankfurter gelehrte Anzeigen" и "Deutscher Merkur". Он пишет рецензии, критические статьи, повести, отчеты о художественных выставках и т. д. Его критика всегда остроумна и талантлива, но характер ее — почти исключительно отрицательный. Мерк — прежде всего теоретик, но, по какому-то странному противоречию с самим собой, он иногда выставлял идеалом то, что сам в жизни отвергал. Так, он проповедовал довольство собой и другими, полный консерватизм, посвящение себя исключительно одной какой-нибудь деятельности — а сам вечно разбрасывался. Он строго отделял личность автора от его произведения и признавал безразличной для художественной критики цель, ради которой художник создал свое произведение (1781). Признавая верность основной идеи Руссо, он делал к ней поправки и указывал на вред, который причиняло неправильное ее понимание. Особенно ценились работы Мерк по истории и философии искусства. Молодые художники (Тишбейн, Гесс и др.) пользовались его советами и указаниями. Его обзор истории живописи до Рубенса и Ван Дейка появился в печати только 50 лет спустя после его смерти (1843). Мерк отстаивал идею равноправности всех школ и форм в живописи, в чем сходился с голландским анатомом Петром Кампером, тесная дружба с которым укрепила в Мерк любовь к естественным наукам, зародившуюся у него еще в Петербурге (1773), куда он сопровождал ландграфиню Каролину. Он высказывал предположение, что многие виды животных, живших в Германии в доисторическое время, теперь уже исчезли.

Беллетристические опыты Мерк проникнуты суховатым дидактизмом; в них сказывается практический реализм уравновешенной натуры, какой Мерк в действительности не был. Основная мысль "Geschichte des Herrn Oheim" (1778) — возвращение от культурной лжи к простоте и естественности. "Сельская свадьба" направлена против платонической чувствительности того времени. "Линдор" имеет более реалистическую подкладку и проникнут пессимизмом. "Herr Oheim der J ü ngere" представляет реалистический pendant к первой повести. В "Академической переписке" (1782) в живых талантливых характеристиках противопоставлены типы сильных "бурных" натур затхлому филистерству старого закала, свободный образ мыслей "гениальной" молодежи — ограниченным морально-эстетическим правилам людей доброго старого времени.

Неосторожные промышленные предприятия (собственные типография и фабрика) поглотили все средства Мерка; он разорился и, под влиянием болезни печени, впал в ипохондрию. Друзья — Гёте, Карл-Август и наследный принц гессенский — дали ему возможность расплатиться с кредиторами. Поездка в Париж в 1790 г. несколько развлекла его, но ненадолго, и он окончил жизнь самоубийством.

Ср. Гёте, "Dicht. u. Wahrh." (см. также примеч. G. Loeper'a); K. Wagner, "Briefe an M. von Goethe, Herder, Wieland u. а." (Дармштадт, 1835); "Briefe an u. vo n M." (ib., 1838); "Briefe aus d. Freundeskreise v. Goethe, Herder, Hö pfner u. M." (Лейпциг, 1847). Избранные статьи Мерк по литературе и искусству изданы A. Stahr'oм (Ольденбург, 1840). Ср. G. Zimmermann, "Joh.-Heinr. M., seine Umgebung u. seine Zeit" (Франкфурт-на-Майне, 1871); "Allg. D. Biographie" (т. 21).

A. P.

Смотрии так же...