Медведь, в этнографии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
М МИ МА МВ МГ МЕ МЁ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЩ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МЕА
МЕБ
МЕВ
МЕГ
МЕД
МЕЕ
МЕЖ
МЕЗ
МЕИ
МЕЙ
МЕК
МЕЛ
МЕМ
МЕН
МЕО
МЕП
МЕР
МЕС
МЕТ
МЕУ
МЕФ
МЕХ
МЕЦ
МЕЧ
МЕШ
МЕЩ

Медведь, в этнографии — Культ Медведь до сих пор встречается у некоторых народов, преимущественно в Сибири и сев.-вост. Европе. Для первобытного дикаря Медведь был самым грозным животным, царем лесов на севере, как лев на юге. Он был страшен своей силой, поражал тем, что становился на задние лапы, чего не могут делать другие животные, и этим, как и своей хитростью, напоминал человека. Все северные и восточные инородцы придают ему человеческое происхождение, некоторые — даже божеское. Енисейские остяки думают, что медвежья шкура — только покров, под которым скрывается человеческое существо, обладающее божеской силой и мудростью. По поверью васюганских остяков, Медведь прежде был человеком-богатырем, у которого похитили одежду, вместо чего у него выросла шерсть. По сказанию алтайцев, Медведь — это хан (Коробты-хан), обращенный в зверя рассердившимся на него Эрликом (злым духом). По бурятской мифологии, Медведь был охотником и шаманом. И русский народ (например в Олонецкой губ.) верит, что Медведь есть человек, волшебством превращенный в зверя. В заговорах Медведь считается зверем особенным ("избави от различного зверя и медведя"). Взгляд на Медведь, как на превращенного человека, проглядывает и в некоторых легендах западно-европейских народов. В настоящее время остяки Тобольского округа, встречаясь с Медведь на охоте, просят у него извинения, прежде чем убить его; если же не успеют извиниться перед живым Медведь, то делают эта перед мертвым, иначе он будет мстить охотнику. Убив Медведь, остяки зарывают мясо в землю (иначе он снова наденет шкуру и станет мстить за себя), а шкуру несут в деревню, где все идут ей на поклон; затем начинается трехдневное празднество, по окончании которого Медведь считается умилостивленным. Подобные медвежьи праздники наблюдаются у сургутских остяков, айнов, гиляков, лопарей; у финнов были особенные песни, которые пели при убиении Медведь

Ср. статьи Ядринцева и Куликовского, "О культе Медведь" ("Этнограф. Обозрение", 1880); для классич. народов — F. Liebrecht, "Zur Volkskunde" (Гейльбронн, 1879).

Смотрии так же...