Лолларды

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЛА ЛБ ЛЕ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛОА
ЛОБ
ЛОВ
ЛОГ
ЛОД
ЛОЕ
ЛОЖ
ЛОЗ
ЛОЙ
ЛОК
ЛОЛ
ЛОМ
ЛОН
ЛОО
ЛОП
ЛОР
ЛОС
ЛОТ
ЛОУ
ЛОФ
ЛОХ
ЛОЦ
ЛОШ
ЛОЩ
ЛОЭ

Лолларды (Lollards) — название религиозных обществ, сначала имевших в виду лишь благотворительность, но позже, особенно в Англии, восстававших против иерархии, монашества и учения о таинствах католической церкви. Самое название Лолларды связывали с мифическим Вальтером Лоллардом, но правильнее его производить от нижнегерманского слова "lullen, lоllen" — "тихо петь", "напевать погребальные песни". Впервые с этим названием мы встречаемся около 1300 г., когда в Антверпене явилось общество Лолларды для ухода за больными и погребения умерших во время моровой язвы. Члены общества ввиду их умеренной жизни и бедной внешности назывались Matemans — "бедняками", по патрону своему, св. Алексию (см.), — алексианцами или братьями св. Алексия, по житию в кельях — целлитами (fratres cellitae), по заунывному пению над покойниками — Лолларды Оно распространилось в Нидерландах и Германии; были организованы и женские общины. Часто отождествлявшиеся с бегинками и бегардами Лолларды преследовались духовенством и нищенствующими монахами и часто гибли по приговорам инквизиции, пока Иоанн XXII в 1318 г. не дал им условной терпимости. В Англии имя Лолларды впервые встречается в 1387 г. как название сторонников Виклифа. Первые 10 лет после смерти реформатора они имели здесь большую силу, массами проповедовали перед простым народом и распространяли в нем знакомство с библиею; их поддерживали оксфордский унив. и многие из знати. В 1395 г. Лолларды подали петицию в парламент, прося реформировать всю английскую церковь на новых началах: уничтожения светских владений церкви, целибата, литургии и т. д. Эта петиция была сурово отклонена королем, и с тех пор значение Лолларды падает. В 1399 г. вступил на престол Генрих IV, опиравшийся, между прочим, на церковь; это привело к изданию в 1400 г. акта de haeretiсо comburendo, положившего начало казням Лолларды в Англии. Архиепископ кентерберийский Арундель в 1406 г. принял меры к очистке от Лолларды оксфордского университета, а в 1408 г. провел на конвокации ряд суровых "конституций" против Лолларды Окончательным торжеством его над знатными Лолларды было сожжение как еретика лорда Кобгема. Воинственность, охватившая весь английский народ после побед Генриха V, сделала лоллардов как противников войны предметом насмешек. Тем не менее среди простого народа они еще удерживались, как это видно из распространенности памфлетов, возникших на рубеже XIV и XV в.: "Видения Петра Пахаря" Лэнгланда и "Молитвы пахаря", в которых Лолларды являются совершенно отделившимися от господствующей церкви. Из Англии Лолларды перешли в Шотландию; Нокс называет предшественниками реформации Лолларды Кэйля и Эйршира. В самой Англии Лолларды существовали до времен реформации и немедленно по восшествии на престол Эдуарда VI были освобождены от преследований. Связь их с реформационным движением XVI в. сказалась главным образом в распространении знакомства с Библиею на отечественном языке.

Смотрии так же...