Литургия

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЛА ЛБ ЛЕ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЖ
ЛИЗ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ
ЛИЭ
ЛИЯ

Литургия (от λιτός — общий и εργον — дело) — название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели христианской церкви. Литургия установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечере. Из 1-го послания к коринфянам (XI, 18-34) видно, что при апостолах Литургия соединялась с "вечерями любви", или агапами (см.). Во времена Иустина (полов. II в.) такое соединение более не существовало. О содержании Литургия апостольских времен известно лишь (Ефес. V, 18, Колос. III, 16), что в состав ее входили чтение св. Писания Ветхого Завета, пение псалмов, священных песней ветхозаветных и песнопений собственно христианских, поучения (1 Кор. глава XIV) и молитвы (Деян. II, 42). Состав и порядок первобытной Литургия определялись усмотрением предстоятеля, который, по выражению Иустина, возносил молитвы и благодарение так долго, как мог и сколько позволяло время. Писанных книг при богослужении не было. Даже в IV в. молитвы Литургия импровизировались, о чем свидетельствуют Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский. Лишь карфагенские соборы 397 и 407 г. постановили, чтобы "новые молитвы" не употреблялись на Литургия, пока не будут рассмотрены соборами. И в первые века христианства, однако, неизменно сохранялась апостольская основа или общая схема Литургия Из писаний апостольских (Деян. II, 42-46, XX, 7-12; Иак. II, 1-9; 1 Кор. X, 14-22, XI, 18, XIV) видно, что Литургия совершалась уже тогда "по чину", хотя этот чин не был написан, а сохранялся в устном предании. Существует предание, принимаемое всею церковью, что первые чинопоследования Литургия составлены были апостолами Иаковом (для церквей иерусалимско-антиохийских) и Марком (для церквей египетских). Если известные ныне под их именами Литургия и не принадлежат этим апостолам в целом своем составе, тем не менее несомненно, что многое в них апостольского происхождения. Ближайшей к апостольскому прототипу формулой Литургия некоторые ученые считают древний список Литургия абиссинской, относимый к половине II в. С начала II в. историю развития Литургия можно проследить уже по датированным памятникам письменным, каковы сочинения Игнатия, Иустина, Климентов римского и александрийского, Иринея, Оригена, Корнелия римского, Киприана карфагенского и др. У Иустина в 1-й апологии находится уже заметное разграничение "Литургия верных" от "Литургия оглашенных". Во времена Иринея и Оригена (174-254) состав Литургия обозначается еще яснее. Весьма древнего происхождения Литургия "апостольских постановлений", содержащаяся в VIII-й их книге; за исключением одной арианской вставки и упоминания об иподиаконах, относящихся к IV в., она относится к III в., а может быть, и к более раннему времени. После II в. Литургия значительно расширяется в объеме: увеличивается число чтений из св. Писания; в первую часть Литургия, получающую название Литургия оглашенных, включаются особые молитвы о каждом классе оглашенных и кающихся; вследствие вступления в церковь большого числа лиц, научно и ораторски образованных, молитвы евхаристийные становятся и обширнее, и изящнее (о древнейшей Литургия, до IV в., см. Ф. Смирнов, "Богослужение в век апостольский", Киев, 1873, и "Христианское богослужение в первые три века", К., 1874). В эпоху церковной централизации (IV в.) сознана была необходимость пересмотра поместных литургий и составления одной определенной редакции Литургия если не для всей церкви, то для каждого отдельного патриархата. Этим делом занялись на Востоке Василий Великий, подвергший пересмотру и сокращению общеупотребительную дотоле в патриархатах иерусалимском и антиохийском древнюю Литургия, носившую имя ап. Иакова, и Иоанн Златоуст, значительно сокративший Литургия Василия Вел. (преимущественно ее евхаристийные молитвы), а на Западе — Амвросий Медиоланский, папы Лев Вел., Геласий и Григорий Двоеслов. Сокращая существовавшие чинопоследования Литургия и отчасти вводя в их состав новые молитвы, названные отцы церкви оставляли их неприкосновенными в главных их составных частях. Хотя редакции Литургия, сделанные отцами церкви, получили особенный авторитет и значение, тем не менее во многих местностях, удаленных от церковно-административных центров, сохранились в большей или меньшей степени прежние национальные редакции Литургия, которые и развивались с течением времени самостоятельно. Таковы Литургия галиканская, испанско-готфская и др. Западные Литургия, даже римская до Геласия, были подражаниями Литургия греческим; в первые два века даже язык Литургия западной был большею частью не лат., а греческий. Это объясняется тем, что на Западе до конца II в. не было даже Библии на латин. языке, а также тем, что самое христианство в зап. странах было насаждено греками и большая часть епископов на Западе в первые два века были греки по происхождению. Даже Григория Двоеслова, который придал римской Литургия особый западный характер, обвиняли в пристрастии к Литургия восточной. Ни Литургия Василия Вел., ни Литургия Иоанна Златоуста не сохранились до нашего времени в том виде, в каком вышли из рук своих составителей. Бесчисленные списки их, иногда весьма древние (Барберинов список — VIII в.), несомненно представляют много пропусков и вставок. Литургия Василия Вел., сделавшись общеупотребительною у греков, была принята также церквами всей римской Азии, перешла в Александрию, к коптам, а затем к "эфиопам" в переводах на местные языки. У всех негреческих народов она приняла в свой состав много молитв, в редакции Василия не существовавших, а принадлежавших Литургия Иакова, Марка и др. Попытка восстановить подлинный текст Литургия Златоуста по некоторым местам его проповедей, в которых содержатся выдержки из чина Литургия, не имеет оснований, так как эти проповеди Златоуста относятся к антиохийскому периоду его служения, а Литургия составлена им уже в бытность его в Константинополе. Во всяком случае Литургия Златоуста есть переработка одной из Литургия типа иерусалимско-антиохийских, всего вероятнее — Литургия Василия Великого. Церковь приняла Литургия Златоуста в ее позднейшей редакции как окончательный вид Литургия под именем Литургия константинопольской, сохранив, впрочем, право изменения несущественных частей ее применительно к обстоятельствам времени.

С VI в. начинается новый период в истории Литургия Церковно-богослужебной внешности в это время стали придавать символическое значение, соединяя с каждым обрядом и каждой принадлежностью богослужения аллегорический смысл. Прежде всего результатом такого стремления было установление проскомидии в современном ее значении. Так как класс оглашенных в это время значительно уменьшился в составе, да и в соблюдении тайны больше надобности не было, то незачем было совершать проскомидию лишь после Литургия оглашенных, по выходе их из храма, как было дотоле: она становится первою, начальною частью Литургия В VI I в. у Софрония и в VIII в. у Германа проскомидия имеет уже почти тот вид, как и в наше время, и каждое ее действие получает аллегорическое значение. Просфора, из которой извлекается "агнец", изображает Пресв. Богородицу; нож, которым он извлекается, означает копие, которым было прободено ребро И. Хр.; покров над дискосом знаменует плащаницу, которою обвито было тело И. Хр. по снятии со креста, и т. д. Совершать проскомидию мог сначала дьякон без участия священника. Литургия оглашенных в это время слилась в один состав с Литургия верных; она начиналась уже так, как начинается ныне. В 536 г. после второго антифона вставлен был тропарь: "Единородный Сыне...". Малый вход был уже не просто изнесением евангелия для его чтения среди церкви, а символическим действием, знаменующим крещение И. Хр. или Его явление в мир. Песнь: "Святый Боже..." поется с 438 г. Вместо поучения после евангелия, как было прежде, явилась сугубая ектения, а за нею — ектения об оглашенных, та же, что и в наше время. Вся эта часть Литургия, от малого входа и до великого, получает символическое значение, изображая трехлетнюю проповедь И. Хр. Великий вход предваряется херувимскою песнию, внесенною в состав Литургия при Юстине Младшем. Чем дальше, тем больше обозначается нынешний состав Литургия Чтение символа веры введено в 5 10 г., пение "Достойно есть яко воистину..." — с 980 г., пение "Да исполнятся уста наша" — с 620 г. В XIV в. патриархом Филофеем редакция Златоустовой Литургия установлена окончательно и в этом виде перешла в Россию при митр. Киприане. Незначительные прибавления и изменения в чине Литургия продолжались, однако, и в последующее время.

Начиная с XVI в., когда в первый раз ученые стали заниматься собиранием и изданием древних национальных Литургия, а также их ученою обработкою, их собрано большое множество. Одних сирийско-яковитских Литургия Ренодо насчитывает до 30, а Ниль — до 40. Ряд их изданий начинается трудом Памелия (умер 1587) "Missale ss. patrum latniorum". Подробный перечень других трудов см. в монографии профессора А. Литургия Катанского "Очерк истории древних национальных Литургия Запада" (в "Христианском Чтении", 1868-70 г.). Метод издания Литургия у ученых неодинаков. Одни предпочитают хронологический порядок, другие — топографический, т. е. по местностям или церквам, третьи — по внутреннему сродству Литургия Последний метод является господствующим; ему следуют русские издатели "Собрания древних Литургия" (СПб., 1874-78). Все известные тексты Литургия делятся по этой системе на пять групп: 1) Литургия иерусалимско-антиохийские (Литургия "апостольских постановлений", греческая и сирская ап. Иакова, Барберинов список Литургия Василия Вел. и Златоуста, сирская Литургия Василия и Литургия Григория, просветителя Армении); 2) Литургия александрийская (Литургия эфиопского текста "апост. постановлений", Литургия ев. Марка, коптская — Кирилла Александрийского, общая абиссинцев и др.); 3) Литургия месопотамские (ап. Фаддея и Марка, Литургия Нестория и др.); 4) Литургия западные греческого типа (галльская и испано-готфская, галликанская позднейшая, медиоланская и др.); 5) Литургия западные римские (мессы пап Геласия и Григория Великого, Литургия триентского собора — нынешняя Литургия римской церкви). Чинопоследование Литургия, употреблявшееся в римской церкви в первые четыре века, доселе остается неизвестным. Некоторые памятники этого рода, издававшиеся римскими богословами под именем Литургия ап. Петра или выдаваемые за первоначальную Литургия римской церкви, при ближайшем рассмотрении оказались вовсе не принадлежащими к четырем первым векам. Не сохранилось даже таких памятников, из которых можно было бы видеть по крайней мере основу или схему древней апостольской Литургия Рима. По мнению Мабильона, Моне, Бунзена и др., такие памятники существовали, но утратились во время вторжения варваров в Италию в V и VI вв. или же были вытеснены позднейшею римско-католическою литературою, составлявшеюся под сильным влиянием личного творчества римских первосвященников. Древнейшие подлинные Литургия римской церкви находятся в сакраментариях пап Льва Великого и Геласия I, умершего около 495 г.; первый издан в 1735 г. Бланхинием по списку VIII в., второй — в 1680 г. Томазием. Ближайшим прототипом современной римской Литургия служит Литургия сакраментария папы Григория Вел. (умер 604). Григорий, прежде чем стать папой, долго находился в Константинополе; этим объясняется внесение им в Литургия некоторых дополнений и изменений, заимствованных из Литургия иерусалимской и константинопольской. Сделавшись общеупотребительным не только в римской, но и во всех почти западных церквах, сакраментарий Григория нигде, однако, не сохранился в своем первоначальном виде (лучшее издание его — Мураториево, 1748). Уже в VIII в. многое в Литургия Григория опускалось, многое прибавлялось вследствие появления ересей, установления новых праздников и др. причин. С XI в. вследствие установившегося обычая совершать евхаристию на опресноках в римской Литургия не осталось и следов тех приготовительных над священным хлебом действий и молитв, которые издревле совершались на Востоке в проскомидии. Появились различные чинопоследования мессы: для пап, для епископов разных степеней, для аббатов и простых священников, месс приходской и соборной, обетной и поминальной, месс тайных, месс, совершаемых на престолах обыкновенных и привилегированных, и т. д. Ко времени реформации пересмотр чинопоследования Литургия оказался необходимым, и триентский собор (1563) поручил это дело папе. Образованная в Риме комиссия составила новый мессал, который буллою папы 1570 г. сделан был обязательным для всей римско-католической церкви (за исключением тех стран, где местная Литургия оставалась неизменною в течение 200 лет). Окончательно чин римско-католической Литургия исправлен при Урбане VIII в 1684 г. и с тех пор существует без изменений до настоящего времени. Текст этой Литургия издается в Missale romanum и существует в русском переводе, напр. в книге Бобровницкого: "О происхождении и составе римско-католической Литургия" (Киев, 1873). Кроме разностей догматических (учение об опресноках и учение о моменте пресуществления Св. Даров), католическая Литургия отличается от православной еще составом молитв, порядком чтений из св. Писания и богослужебными обрядами. У католиков нет священной губки, копия, звездицы, лжицы; на престоле нет евангелия; вместо антиминса на престоле имеется лишь co r porale (см.) — простой плат, который только благословляется (benedicitur), а не освящается (consecratur). Облачения священнослужителей имеют почти то же значение, что и в церкви православной, но они другого покроя и могут быть только пяти цветов: белого, красного, фиолетового, зеленого и черного. Вообще католическая Литургия значительно короче православной, состоя лишь из двух частей: в первую входят молитвы, приготовительные к священнодействию (introitus), стихи из псалмов, исповедь священника, великое славословие, чтение апостола, евангелия и символа веры, молитвы, составляющие так называемые "предварения канона" Литургия; вторую часть составляет самый "канон" мессы — молитвы освящения даров и причащение. Из древних Литургия одна ныне существует одинаково в обеих церквах - западной и восточной; это — "литургия преждеосвященных даров" (ή των προηγιασμένων λειτουργία — missa praesanctificatorum), известная у нас также под именем Литургия Григория Двоеслова. Первоначальное составление ее некоторыми восточными писателями приписывается папе Григорию Великому, а западными большею частью усвояется Востоку и относится во всяком случае к глубокой древности, ко времени постоянного, близкого общения церквей Востока и Запада. Для азиатских церквей она была редактирована Василием Вел. В 615 г. на Востоке в состав ее внесена песнь "Ныне силы небесные...". Дальнейшее редактирование ее на Востоке приписывается Герману, патриарху константинопольскому (VIII в.), а нынешний ее состав — константинопольскому патриарху Филофею (XIV в.). В VII в. она появилась на Западе в виде, сходном с тогдашнею ее восточною редакциею, в сакраментарии папы Григория Великого (который узаконил совершать ее один раз в год — в великую пятницу, что соблюдается в катол. церкви и доселе). Как видно из самого названия, Литургия преждеосвященных даров есть такая Литургия, на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященные уже раньше, на предшествовавшей Литургия, ввиду необходимости устранить радостную торжественность полной Литургия, неудобную в дни поста и покаянной скорби. К Литургия преждеосвященных даров присоединяются ныне богослужения, известные под именем "часов" — 3-го, 6-го и 9-го, с "изобразительными" и вечерней, причем в последних сделаны некоторые дополнения (см. "Литургия преждеосвященных даров", Москва, 1850).

Литургия в православной церкви может быть совершаема каждый день в году, кроме определенных церковными правилами изъятий; обыкновенно совершается Литургия Иоанна Златоуста. Литургия преждеосвященных даров установлено совершать в известные дни четыредесятницы. Литургия Василия Великого совершается десять раз в году — в пять первых воскресений великого поста, в великий четверток, в великую субботу, накануне Рождества Христова и Богоявления и в день памяти Василия — 1 января. Литургия может быть совершаема лишь в храме и только в исключительных случаях — в обыкновенном доме, но не иначе, как на антиминсе. Она не может быть совершаема никем, кроме епископа или священника. Все многочисленные церковные постановления относительно Литургия и Св. Даров изложены в "Учительном известии", печатаемом в конце "Служебника", и в целом ряде дополнительных и разъяснительных к нему указов. Гражданскими законами на время Литургия запрещается торговля в питейных домах. О Литургия у лютеран и протестантов — см. Лютеранство, Протестантство.

Н. Б - в.

Смотрии так же...