Ликург, древнегреческий законодатель

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЛА ЛБ ЛЕ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛИА
ЛИБ
ЛИВ
ЛИГ
ЛИД
ЛИЕ
ЛИЖ
ЛИЗ
ЛИК
ЛИЛ
ЛИМ
ЛИН
ЛИО
ЛИП
ЛИР
ЛИС
ЛИТ
ЛИУ
ЛИФ
ЛИХ
ЛИЦ
ЛИЧ
ЛИШ
ЛИЭ
ЛИЯ

Ликург, древнегреческий законодатель (Λυκοΰργος). — Политическое устройство, господствовавшее в Спарте в течение нескольких веков, древние писатели единогласно приписывают законодателю Ликург, но относительно жизни и деятельности его сообщают самые разноречивые сведения. Все сходятся в том, что Ликург был из царского рода, но различно определяют его место в генеалогии спартанских царей, а также время его жизни и его законодательства. Ксенофонт относит Ликург ко времени Гераклидов, т. е. ко времени водворения дорян в Лаконии. По Геродоту, Ликург дал законы в царствование своего племянника Леобота, или Лабота, 4-го царя из дома Алиадов; следовательно, Ликург был младшим сыном 2 - го царя из этого дома, Агиса, и внуком Еврисфена, т. е. жил в конце XI или в начале Х в. По Павзанию, законодательство Ликург относится к царствованию Агезилая, внука Лабота. Большинство древних писателей относило Ликург к другому царскому роду, Еврипонтидов. Поэт Симонид называет его сыном 4-го царя из этого дома, Притана, и братом царя Евнома. Более распространенное, по словам Плутарха, предание считало его сыном Евнома; по другим источникам, он является дядей Евнома или его внуком. Из разнообразных хронологических дат наибольшим авторитетом, по-видимому, пользовалась в древности дата Ктесия, принятая также александрийскими хронографами Эратосфеном и Аполлодором; по их расчету начало деятельности Ликург относилось к 884 г. до Рождества Христова По Геродоту, Ликург издал законы, заимствованные с о-ва Крита, как только по смерти своего старшего брата сделался за малолетством его сына Лабота правителем государства. По рассказам Плутарха, Ликург, преследуемый матерью малолетнего царя Харилая, решил до достижения Харилаем совершеннолетия покинуть родину и отправился путешествовать, прежде всего в Крит, где он изучил государств. устройство, перенесенное им в Спарту. Из Ионии Ликург впервые вывез в Пелопоннес песни Гомера (а по другим даже виделся с Гомером). Вернувшись в Спарту, где тем временем раздоры и неурядица еще усилились, и видя, что оба царя и народ тяготятся таким положением дел, Ликург задумал изменить государственное устройство. Для этого он предварительно получил согласие дельфийского прорицалища, затем заручился содействием влиятельнейших граждан и в сопровождении их внезапно явился на площадь. Царь Харилай принял его сторону, и таким образом он получил возможность провести свои законы. Желая затем, чтобы данное им государственное устройство оставалось навеки неизменным, Ликург отправился в Дельфы, клятвой обязав царей, геронтов и народ не изменять данных законов, пока он не вернется. Получив в Дельфах прорицание, что его законы вполне удачны и что государство будет пользоваться высшей славой, пока будет оставаться им верным, он препроводил этот ответ бога в Спарту, а сам, чтобы не освобождать сограждан от данной им клятвы, уморил себя голодом. Древние, особенно сами спартанцы, склонны были относить к Ликург все предписания, касавшиеся общественной и частной жизни Спарты. Из предшествовавшего государственного строя Ликург сохранил только власть двух царей. Он установил совет из 30 (вместе с двумя царями) старейшин (γεροντία), обсуждавшим и решавшим все дела, ежемесячное народное собрание (άπέλλα) из всех граждан не моложе 30-ти лет, имевшее право только принимать или отвергать решения герусии, а также избиравшее геронтов и других должностных лиц. Даже учреждение коллегии из 5 эфоров, имевших высший надзор над ходом государственных дел и с V в. пользовавшихся в Спарте наибольшим влиянием, спартанцы, по словам Геродота, возводили к Ликург, тогда как остальные авторы относили его к более позднему времени. По общему мнению древних, Ликург ввел в общественную жизнь спартиатов военную организацию, обязательное участие в дружествах, являвшихся подразделениями войска, обед за общим столом (φιδίτια) и суровую дисциплину в воспитании юношества. Ему же приписывались различные меры против роскоши, в том числе запрещение золотой и серебряной монеты, которое, однако, не могло иметь места в IX в., так как серебряная вводится в употребление в Греции только в VIII в., а золотая — еще позднее. Еще менее основательно мнение древних, будто Ликург разделил всю Лаконику на 39000 равных участков: 9000 для стартиатов и 30000 для периойков. Спартанцам тогда не принадлежала еще значительная часть Лаконики, не говоря уже о Мессении; их область не могла вместить в то время такого количества участков. Мера эта, очевидно, была приписана Ликург лишь тогда, когда в III в. цари Агис IV и Клеомен III задумали произвести подобный раздел. Ликург, по словам Плутарха, запретил спартанцам иметь писанные законы: его законы были формулированы в виде кратких изречений, ретр (ρήτραι), и заучивались наизусть. Одну из таких ретр сохранил нам Плутарх. Весьма вероятно, что государственное устройство Спарты, сводимое к одному Ликург, на самом деле образовалось путем постепенного видоизменения патриархального строя. Ликург-законодатель является для нас не историческим лицом, а абстракцией, воображаемым устроителем спартанской жизни. Это понимал, может быть, еще Гелланик, старший современник Фукидида, который, говоря о спартанском государственном устройстве, совсем не упоминает о Ликург; не упоминает о нем и Фукидид. Обыкновенно полагают, что Ликург, хотя и пользовавшийся божескими почестями, — все же наполовину историческое лицо, деяния которого в предании народном были разукрашены вымыслом, вследствие чего он мало-помалу обратился в божество. Вероятнее, однако, что Ликург — забытое, очень древнее божество, которое первоначально почиталось как охранитель права и законности в государственной и общественной жизни. Когда в других греческих государствах появились знаменитые законодатели, то и в Спарте бог-охранитель законов окончательно был низведен в человека-законодателя. Что Ликург был первоначально богом, это подтверждается тем, что героев (т. е. забытых богов) и божеств с этим же и сродными по корню именами встречается немало и в окрестных с Лаконикой странах — напр. Ликург, сын Алея, мифический царь аркадян; Ликург, сын Ферета, мифич. царь Немей; Ликаон, сын Пеласга, царь Аркадии, отец эпонимов целого ряда городов Аркадии. Ликург, царь фракийских эдонян, ярый противник Диониса и его исступленных спутниц, менад, по всей вероятности, также однороден с древним лаконским и аркадским божеством (тождественным, может быть, с Паном), которое позднее было вытеснено Зевсом и Аполлоном. Таким образом может быть разъяснена и связь между законами Ликург и дельфийским святилищем: Аполлон в Дельфах занял прежнее место Зевса Ликория (Λικώρειος), властвовавшего над Парнассом (носившим то же название Λικώρειον), соседним с древней родиной спартанцев, Доридоа, так же как над горою Λικαιον, в соседстве с их новой родиной. Ср. Gilbert, "Studien zur Altspartanischen Geschichte" (1872); Gelzer, в "Rhein. Museum f. Philol." (за 1873); Rohde, в "Rhein. Mus." (за 1881); H. Stein, "Kritik der Uebe rlieferung uber Lykurg" (1884); Wilamowitz-Mö llendorff, "Philol. Untersuchungen" (VII, 1884): Winicker, "Stand der lykurg. Frage" (1884); Bazin, "De Lycurgo" (1885); E. Meyer, в "Rhein. Mus." (1886-87); Busson, "Lycurgos und die grosse Rhetra" (1887).

P. Лепер.

Смотрии так же...