Лары

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЛА ЛБ ЛЕ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛАА
ЛАБ
ЛАВ
ЛАГ
ЛАД
ЛАЖ
ЛАЗ
ЛАИ
ЛАЙ
ЛАК
ЛАЛ
ЛАМ
ЛАН
ЛАО
ЛАП
ЛАР
ЛАС
ЛАТ
ЛАУ
ЛАФ
ЛАХ
ЛАЦ
ЛАЧ
ЛАШ
ЛАЩ
ЛАЭ

Лары (греч. ήρωες). — Первоначально под этим именем были известны добрые духи земли, позднее — души предков и духи-покровители обитаемых людьми мест. Первоначальный культ Лары видел в них покровителей лугов, виноградников, дорог и всякой сельской деятельности. Культ Лары был весьма распространен во всей Италии. Они почитались как L. publici — покровители перекрестков (L. compitales), защитники против врагов (L. hostilii), помощники в путешествиях (viatores, permarini), защитники государственного благосостояния и города (L. praestites). Как охранители семейства (L. familiares), они были L. privati, заботились о благополучии семейства и о здоровье детей, принимали участие в семейных радостях и горе. В их культе сказалась семейная основа государственного строя (см. Fustel de Coulanges, "La cit é antique"). L. publici, под именем L. compitales, имели на перепутьях (compita) алтари. Культ их находился в ведении коллегий, состоявших из ремесленников и рабов. После Сатурналий, в январе, справлялся в честь Лары праздник, отличавшийся свободой и разнузданностью и специально установленный для низших классов общества. Позднее, когда религиозный смысл праздника стал теряться, демагоги пользовались беспорядочными сходками для своих политических целей, что заставило Цезаря уничтожить этот праздник. Август, учредивший должность magistri vicorum, восстановил культ Лары, поручив его заботам этих mаgistri и их ministri. К двум Лары он прибавил третьего, которого назвали гением Августа. Изображения Лары семейных ставились на очаге в комнате, где семейство принимало пищу. О Лары должна была заботиться преимущественно хозяйка дома: она содержала очаг в чистоте, украшала его венком в календы Ноны и Иды, приносила Лару его долю пищи и др. даров. Первого мая (в майские календы) справлялся годовой праздник в честь Лары (Laralia). Жрецом был всякий хозяин очага. Во время семейных праздников и радостей Лары украшались венками, цветами и листьями. Праздник в честь Лары permarini был установлен по поводу счастливого возвращения Лары Эмилия Регилла, после морского сражения с Антиохом. Изображения Лары делались из камня или металлов; они представлялись молодыми, с протянутой кверху правой рукой, в которой был рог, и вытянутой вперед левой, в которой была чаша. Так их изображали со второй пунической войны. Их всегда было два; сохранялись они в особых lararia (ящичках). Позднее их ставили при входе в дом или рядом со спальней. Лары часто смешивают с пенатами (см.), но последние с самого начала были божествами кладовой, следовательно— домашнего благосостояния и довольства, тогда как Лары лишь впоследствии стали божествами семейства. Ср. Hertzberg, "De diis Romanorum patriis" (1840); Schoemann, "Dissertatio de Geniis, Manibus et Laribus" (1840); Scharbe, "De Genus, Manibus et Laribus dissertatio" (1854, Casani); Jordan, "De Larum imaginibus atque cuitu" (1862, в "Annall d. Instit.".

H. О.

Смотрии так же...