Лазарь Баранович

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЛА ЛБ ЛЕ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛАА
ЛАБ
ЛАВ
ЛАГ
ЛАД
ЛАЖ
ЛАЗ
ЛАИ
ЛАЙ
ЛАК
ЛАЛ
ЛАМ
ЛАН
ЛАО
ЛАП
ЛАР
ЛАС
ЛАТ
ЛАУ
ЛАФ
ЛАХ
ЛАЦ
ЛАЧ
ЛАШ
ЛАЩ
ЛАЭ

Лазарь Баранович — политический и литературный деятель южной России (1620—1693), учился в киевской, виленской и калишской школах. Приняв монашество, он был преподавателем, позже — ректором киевской коллегии, с 1657 г. — черниговским архиепископом. Современники очень уважали Лазарь Баранович Барановича: св. Димитрий Ростовский называет его "великим столпом церкви". Он сумел снискать благорасположение Москвы и в то же время посильно отстаивал автономию малорусского духовенства — против московской патриархии, административную свободу Малороссии — против московских воевод; заботился о подъеме образования и об улучшении быта низшего духовенства, об увеличении школ и типографий, о восстановлении разрушенных монастырей и церквей. В Новгород-Северске Лазарь Баранович устроил типографию, которая при его жизни выпустила в свет около 50 книг, богослужебных и литературных, на славянском, польском и латинском языках. В 1679 г. новгород-северская типография была перенесена в Чернигов. Любитель церковного пения, Лазарь Баранович имел прекрасный хор и снабжал певчими Москву. Он заботился и о развитии проповеди, приглашал в проповедники лиц с высшим образованием и сам часто говорил проповеди, правда, очень сухие и малодоступные для понимания. Из проповедей, написанных им в Киеве и Чернигове, составились два больших сборника; "Меч духовный" (1666) и "Трубы словес проповедных" (1679), они посвящены царю Алексею Михайловичу. Мораль Лазарь Баранович обычная, шаблонная — жалобы на грехи, советы бежать от мира и т. п. Язык книжный, довольно правильный, без латинских, польских и народных малорусских слов, часто попадающихся в других сочинениях того времени. Что Лазарь Баранович не было. чуждо поэтическое чувство, это видно из его сборника стихов на польском языке: "Lutnia Apollinowa" 1671 г. До 500 виршей посвящено прославлению Бога, ангелов и святых; здесь иногда прорывается теплое религиозное чувство. Лучшие стихотворения — о весне, о жатве, о погоде, о туче и о зиме. Недурны стихотворения о войне с татарами и турками, проникнутые любовью к родному краю. К полякам Лазарь Баранович относится довольно сочувственно и желает, чтобы великоруссы, малороссы и поляки общими силами боролись с турками. Местами попадаются бойкие выражения и пословицы. В 1676 г. Лазарь Баранович издал религиозно-полемическое сочинение: "Nowa Miara starey wiary", направленное против "Stara wiara" Боймы. Он говорит против главенства папы, filioque и других особенностей католичества; местами вставлены стихотворения, не лишенные патриотического одушевления. Тон полемики мягкий. С 1676 по 1683 г. Лазарь Баранович издал несколько мелких сочинений ("Вечерний плач", "Заутренняя радость", "Wienec Bożej Matki" и др.); они ныне составляют большую библиографическую редкость, а некоторые известны лишь по заглавиям. Ср. специальное исследование о Лазарь Баранович Барановиче, Н. Сумцова (Харьков, 1885; здесь указана и литература предмета); проф. Шляпкин, "Св. Димитрий Ростовский"; Эйхгорн, "Сношения малорусского духовенства с московским правительством" (в "Чт. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос.", 1892—93); "Киевская Старина" (1891 г., I, 202—206, о "Księga smierci", Барановича, 1676 г. — очень редкой книге).

H. С — в.

Смотрии так же...