Лавелэ

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
ЛА ЛБ ЛЕ ЛЖ ЛИ ЛЛ ЛО ЛУ ЛХ ЛЫ ЛЬ ЛЭ ЛЮ ЛЯ
ЛАА
ЛАБ
ЛАВ
ЛАГ
ЛАД
ЛАЖ
ЛАЗ
ЛАИ
ЛАЙ
ЛАК
ЛАЛ
ЛАМ
ЛАН
ЛАО
ЛАП
ЛАР
ЛАС
ЛАТ
ЛАУ
ЛАФ
ЛАХ
ЛАЦ
ЛАЧ
ЛАШ
ЛАЩ
ЛАЭ

Лавелэ (Эмиль Луи Виктор de Laveleye, 1822-1892) — многосторонний бельгийский ученый и публицист, профессор государственных наук в люттихском унив. Главные труды Лавелэ относятся к области политической экономии, в которой он является одним из самых видных представителей историко-реалистической школы. Каждое явление народного хозяйства он изучает в связи со всеми явлениями места и времени, с нравами, обычаями, высотою знаний, телесной силой населения и его трудовыми навыками, религиозными верованиями, характером и направлением внешней и внутренней политики. Так, в своем учебнике политич. экономии ("El éments d'é conomie politique", Пар. 1884), равно замечательном и по сжатости и изяществу изложения, и по богатству содержания, Лавелэ даже один из наиболее общих вопросов науки — вопрос о производительности труда — рассматривает, между прочим, в его зависимости от состояния правосудия в данной стране, ее политич. строя, философских учений, религиозных верований. Лавелэ горячо ратует против Ж. Б. Сэя, утверждавшего, что благосостояние народа вовсе не связано с политич. строем государства. Он не разделяет требований социализма, чтобы государство всесторонне регулировало общественное хозяйство, но еще более далек он от воззрений манчестерской школы. Для него несомненна связь между политической экономией и нравственностью. В своей историко-критической книге: "Le socialisme contemporain" (Пар., 1881; 6 изд. 1891; русский перевод, СПб., 1882) не лишенной пробелов (напр. в оценке Родбертуса), Лавелэ проводит мысль о неразрывной связи наиболее существенных идей социализма со всеми устоями современной европейской цивилизации и, прежде всего, с христианством. Глубоко сознавая несовершенства существующего общественного строя, Лавелэ требует коренных его изменений, но ко всяким попыткам насильственного переворота относится с самым строгим порицанием. Идеал общественной жизни осуществляется для Лавелэ не в национально-замкнутых государствах, враждебно друг к другу настроенных, а в мирном союзе свободных, самоуправляющихся общин. В связи с этим идеалом стоит и средство, предлагаемое Лавелэ для устранения затруднений, возникающих при встрече парламентаризма с демократией: это средство — широкая децентрализация, доходящая почти до федерализма ("Le gouvernement dans la d é mocratie", П., 1891; брошюра, перевед. на русский язык: "Парламентарный образ правления и демократия", Ярославль, 1882). Наиболее крупный труд Лавелэ — "De la propri été et de ses formes primitives" (П., 1874; 4 изд. 1891; русский перевод: "Первобытная собственность", СПб., 1885), впервые пошатнувший в зап. европейском обществе предубеждение против общинного землепользования и доказавший, что в древности у всех народов господствовали коллективные формы поземельной собственности. В сравнительно позднюю эпоху эти формы уступили место частной позем. собственности, что, по мнению Лавелэ, было результатом насилий либо расы победителей над побежденным племенем, либо господствующего сословия над крестьянством; вслед за этим явилось более или менее полное порабощение работника. Поземельные порядки, основанные на началах общинного строя, нелегко могут быть восстановлены в странах старой цивилизации, но они, по мнению Лавелэ, должны быть усвоены странами молодой культуры (Америка, Австралия), располагающими огромными незанятыми пространствами, на которых поселенцы могут создать общественный порядок, наиболее соответствующий справедливости и интересам народа. — Лавелэ принадлежат еще сочинения о денежном обращении, в которых он является неутомимым борцом за биметаллизм ("La question de For", П., 1860; "Le march é moné taire et ses crises depuis 50 ans", П., 1865; "Le bim é tallisme international" П., 1881; "La monnaie et le bim é tallisme international", П., 1891, и др.), о сельском хозяйстве разных стран ("Essai sur l' é conomie rurale de la Belgique", П., 1863; 2 изд. 1876; "Etudes d'économie rurale. La Né erlande", Брюсс., 1864; "La Lombardie et la Suisse. Etudes d' é conome rurale", П., 1869; "L'agriculture belge", П., 1878), о формах правления в современном государстве ("Essai sur les formes du gouvernement dans les soci étés modernes" П., 1872) о начальном образовании в XIX ст. ("L'instruction du peuple" П., 1872; русский перевод, СПб., 1873). В своих "Lettres d'Italie" (П., 1878-79), "Nonvelles lettres d'Italie" (П., 1884) и "La p é ninsule des Balkans" (П., 1886; русский перевод M., 1889) Лавелэ является в одно и тоже время этнографом и публицистом. Его брошюра: "Le parti cl é rical en Belgique" (Брюсс., 1874) разошлась в количестве 2 млн. экземпляров, на 10 языках. Другие сочинения Лавелэ: "Etudes et essais" (П., 1869); "Des causes actuelles de guerre en Europe et de l'arbitrage" (Брюсс., 1873); "De l'avenir des peuples catholiques" (П., 1875), "Provincial and communal institutions of Belgium" (Лонд., 1875); "Le respect de la propri été privé e sur mer" (Брюсc., 1877); "La crise économiqu e et les chemins de fer vicinaux" (П., 1879); "La vice patent é et le proxénétisme lé gal" (Брюссель, 1882); "La crise et ses rem èdes" (1886); "Le luxe" (1887), "Histoire de la langue et de la littérature provenç ales" (Брюсc., 1846) и др. Ср. Cathrein, "The champions of agrarian socialism: a refutation of E. Laveleye and H. George" (1889); Potvin, "E. de L." (Брюсc., 1892); Исаев, "Памяти Э. де Лавелэ" ("Русская Мысль", 1892, № 3).

Смотрии так же...