Константин болгарский

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Константин болгарский

— один из учеников свв. Кирилла и Мефодия, сначала пресвитер, потом епископ, деятель века царя Симеона (893—927), который был золотым веком болгарской письменности. В 894 г. Константин болгарский составил Учительное Евангелие — сборник извлечений и сокращений из бесед Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и др. на воскресные евангельские чтения, расположенные в богослужебно-годовом порядке недель, начиная с недели Пасхи и кончая неделей Ваий. При составлении этого сборника Константин болгарский воспользовался уже готовыми греческими сокращениями, которые переводил дословно. Самостоятельным трудом Константин болгарский являются вступления и заключения, сопровождающие каждую беседу, 42-я беседа, которая потому в рукописях и надписывается прямо именем Константин болгарский пресвитера, предисловие к "Учительному Евангелию" и предшествующая ему стихотворная "азбучная молитва", говорящая, между прочим, о крещении славянского племени и представляющая собой первый в славянской письменности памятник искусственной поэзии. После бесед следуют в синодальной рукописи "сказание церковное" (объяснение церковного устройства и литургии по патриарху Герману) и "историкии" (хронологическая статья), которые также приписываются Константин болгарский В нашей научной литературе имя Константин болгарский впервые стало известно в 1820-х годах, благодаря Калайдовичу. В 1836 г. Ундольский кратко описал открытую им в синодальной библиотеке рукопись Учительного Евангелия, относящуюся к XIII в.; подробное исследование этой рукописи принадлежит Горскому и Невоструеву, во II томе их "Описания рукописей московс. синодальной библиотеки". Впоследствии Гильфердинг, во время путешествия своего по юго-слав. землям, открыл в сербском Дечанском м-ре рукопись Учительного Евангелия, помеченную 1286 г.; описание этой рукописи, хранящейся в Имп. публичной библиотеке в СПб., главным образом с точки зрения филологической, принадлежит И. В. Ягичу ("Opisi i izvodi iz nekoliko južnoslovenskih rukopisa", Загреб, 1873; также в загребском журнале "Starine" за 1873 г.). По этим двум спискам архим. Антоний (ныне архиеп. финляндский), в сочинении своем: "Из истории древнеболгарской церковной проповеди. Константин болгарский епископ болгарский и его Учительное Евангелие" (Казань, 1885; в несколько дополненном виде монография эта вошла в книгу того же автора: "Из истории христианской проповеди", СПб. 1892), издал некоторые беседы Константин болгарский, параллельно с подлинным текстом греческих сокращений отеческих толкований по изданию Крамера: "Catenae graecorum patrum i n Nov. Testam." (Oxonii, 1844). Наконец, в 1890 г. А. Михайлов ("К вопросу об Учительном Евангелии Константин болгарский, епископа болгарского", М., 1894) открыл в венской придворной библиотеке новый (сербский) список XIV в. Русские более поздние списки Учительного Евангелия сохранились в большом количестве.

Смотрии так же...