Кондорсе

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Кондорсе (Жан-Антуан-Николь Коришот, маркиз de Condorcet) — знаменитый писатель и политический деятель, род. в 1743 г. По настояниям дяди-прелата, на 9-м году поступил в иезуитскую школу в Реймсе. Заметив в нем наклонность к духовному поприщу, родные поспешили отдать его в наваррскую коллегию, чтобы посвятить его военной карьере. Но Кондорсе предпочел занятия наукой. Мемуар: "Essai sur le calcul integral" доставил ему в 1769 г. кресло в академии наук. В 1777 г. он получил премию берлинской академии за свою "Th é orie des cometes". В том же году Кондорсе избран секретарем академии за свои "Eloges des acad é miciens morts avant 1699" (1775) — ряд биографий: Гюйгенса, Роберваля, Пикара, Мариотта, Рёмера и др. Тогда же он пишет похвальное слово незадолго перед тем умершим Фонтенелю и Бюффону. Беспристрастие, мастерская обрисовка главных черт характера, рассмотрение деятельности замечательных людей в связи с историей человеческого ума — вот главные достоинства этих замечательных биографий. Лучшими биографиями, написанными Кондорсе, являются биографии Тюрго и Вольтера.

В начале своей деятельности Кондорсе занимался преимущественно математическими науками, но живая восприимчивость мешала ему совершенно уйти в эти отвлеченные занятия, и уже в это время он легко и охотно переходит к вопросам справедливости и нравственности, занимавшим его ум еще в детстве. Кондорсе отличался необыкновенной добротой, соединенной с удивительной сдержанностью в выражении своих чувств, что давало право говорить о нем его другу д'Аламберу: "это — вулкан, покрытый снегом". Другой отличительной чертой его характера было полное отсутствие тщеславия и честолюбия. Всегда снисходительный к другим, мягкий, деликатный, он, однако, умел говорить правду, был беспристрастен в своих приговорах даже по отношению к друзьям. Таким был он, например, в своих сношениях с Вольтером, знакомство с которым у него началось с 1770 г. и перешло затем в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти Вольтера. Эта дружба отвлекла Кондорсе от его прежних работ и возбудила в нем желание заниматься литературой. В 1774 году он написал и издал анонимно "Письмо теолога" к автору "Словаря трех веков", которое современниками было приписано Вольтеру — доказательство достоинств этого произведения.

Из всех привязанностей Кондорсе самой сильной была привязанность к Тюрго. Под его влиянием Кондорсе занялся политико-экономическими науками, к которым его влекла и его сострадательная натура. Когда Тюрго был назначен министром финансов (1774 г.), Кондорсе занял место председателя комитета по уравнению мер и весов, где он оставался и по отставке Тюрго, до 1791 г. Работая вместе с Тюрго над разрешением некоторых политико-экономических вопросов, он принимал деятельное участие и в его борьбе с современниками, стараясь путем печати выяснить свои и его взгляды на важнейшие вопросы. В сочинениях этого периода ("Письмо земледельца из Пикардии к протекционисту", "Рассуждение о хлебной торговле", "Биография Тюрго", "Рассуждения о барщине" и др.) он развивал мысли о праве каждого человека свободно располагать своим умственным и физическим трудом, о свободе торговли хлебом, о правильном вознаграждении рабочих, о реформе уголовного суда, свободе печати, об уничтожении крепостного права и пр., и везде являлся сторонником взглядов школы физиократов. Занимая пост председателя комитета по уравнению мер и весов, Кондорсе хорошо познакомился с внутренним механизмом Франции, видел много несовершенств в этом механизме, убедился в косности парижского парламента и горячо восстал против него (в "Письмах американского гражданина"), так как последний систематически препятствовал проведению тех реформ, которые предлагали Тюрго и сам Кондорсе

Несмотря на эту продолжавшуюся и после отставки Тюрго борьбу с противниками, Кондорсе снова погрузился в научные занятия и в 1780 г. издал свои знаменитые примечания к 29-й книге "Духа законов" Монтескье, где говорит о свойствах ума, необходимого законодателю, дает критерий для сравнения законов, высказывает соображения, которые должно иметь в виду при составлении законов, и т. д. В 1787 г. Кондорсе женился на г-же де-Груши, женщине с выдающимися нравственными и умственными качествами. Около этого же времени Кондорсе, убедившись, что монархия не может и не хочет помочь народу в его бедствиях, перешел на сторону республики. После бегства Людовика XVI в Варенн Кондорсе основал первую республиканскую газету во Франции: "Республиканец или защитник представительного правительства". В 1790 г. Кондорсе заседал в муниципалитете, а в 1791 г. его выбрали комиссаром национального казначейства. В конце того же года он отказался от этой должности и, избранный в депутаты в законодательное собрание, сделался его секретарем, а вскоре и президентом. Здесь он очень много занимался организацией общественного образования. В сочинении: "Sur l'instruction publique" и других трактатах Кондорсе общественное образование делит на 5 ступеней, причем низшая ступень — первоначальная школа, дающая minimum образования, необходимого человеку для того, чтобы не находиться во власти другого. Но в то время как средства к образованию должно дать государство и оно же должно его регулировать, воспитание, по мнению Кондорсе, должно быть всецело предоставлено семье. В этих же трактатах Кондорсе, говоря об образовании женщин, проводит идею энциклопедистов о полной равноправности их с мужчинами и настаивает на совместном обучении обоих полов. Целью образования и воспитания, по словам Кондорсе, является, с одной стороны, полное равенство и равноправность как мужчин, так и женщин, а с другой — развитие в нас естественного интереса к общественному благу.

Наиболее горячая политическая деятельность Кондорсе, как сторонника республиканских идей, относится к тому времени, когда он состоял членом конвента. Здесь он не принадлежал ни к какой отдельной партии, занимая совершенно самостоятельное место. При обсуждении внешних дел Кондорсе всегда подавал голос за войну, надеясь этим путем водворить в Европе господство республиканских идей. Во время суда над Людовиком XVI он горячо защищал неприкосновенность короля, да и вообще высказывался против смертной казни, допуская наказание только с исправительной целью. При составлении проекта новой конституции, выработка программы которой была поручена комиссии из 9 членов, в том числе Кондорсе, последний играл очень значительную роль. Его перу принадлежит обширное введение в конституцию, объяснявшее основания проекта (см. Жирондистский проект конституции). Конвент отверг этот план конституции, дав народу другую, наскоро составленную Геро де-Сешелелем. Тогда Кондорсе напечатал послание к народу, где выставил многочисленные недостатки обнародованной конституции и указывал на их вредные последствия, советуя не принимать ее. За обнародование этого послания, Кондорсе, обвиненный в заговоре "против единства и нераздельности" французской республики, был объявлен конвентом вне закона. Друзья скрыли его у вдовы скульптора Вернэ (см.). Когда жирондисты были осуждены конвентом, Кондорсе хотел покинуть дом Вернэ, не желая подвергать ее опасности, но последняя на этот раз удержала его, и только 26 марта 1794 г., по окончании последней своей научной работы, Кондорсе ушел от нее, отправился в окрестности Парижа, был схвачен и посажен в тюрьму Bour g -la-Reine. Там 29 марта его нашли мертвым — он отравился, как предполагают, ядом, который всегда носил в перстне.

Во время своего пребывания у Вернэ Кондорсе написал свою политическую исповедь: "Советы осужденного дочери", где высказал все свои мысли о главных вопросах жизни и где вполне вылилась его благородная, бесконечно добрая натура. В это же время написал он и свое знаменитое сочинение: "Esquisse d'un tableau historique des progr è s de l'esprit humain", за которое он признается родоначальником теории "прогресса", одним из творцов философии ucmopиu. Многие мысли, проводимые здесь, Кондорсе высказывал и раньше, но тут он привел их в систему. Две идеи проходят красной нитью через все сочинение: о необходимости уравнения гражданских и политических прав всех людей и о бесконечном совершенствовании рода человеческого. "Картина успехов человеческого ума" состоит из двух частей: первая заключает в себе всю картину прогресса, в самых общих чертах; во второй части и следующих за ней Кондорсе предполагал изложить факты, которые могли бы служить для развития и подтверждения мыслей, высказанных в введении. В первой книге Кондорсе делит всю историю человечества на десять эпох, причем к последней относит время с основания французской республики. Вторая часть была написана Кондорсе только благодаря его изумительной памяти, но дальнейшее продолжение труда было невозможно за отсутствием книг. Собрание его сочинений изд. в 1804 и 1847 гг.

Ср. Араго, "Биография Кондорсе"; Робинэ, "Vie de С."; M. Ковалевский, ст. о Кондорсе в "Вестнике Европы" (1894, №№ 3 и 4); Литвинова, "Кондорсе, его жизнь и научно-политическая деятельность". См. также биографию Кондорсе, приложенную к изданию его сочинений 1847 г., и краткий очерк его жизни, предпосланный русскому переводу "Жизни Вольтера" (перевод В. Чуйко).

М. В-ий.

Смотрии так же...