Кондильяк

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Кондильяк (Этьен-Боннот, де Condillac) — aббaт, французский философ, род. в Гренобле в 1715 г.; его брат — известный аббат Мабли. Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов, в 1768 г. сделался членом французской академии, до того был воспитателем внука Людовика XV, инфанта Пармского. Умер в 1780 г.

Кондильяк имеет несомненное историческое значение, так как представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания. Особенную важность имеет Кондильяк для французской философии: он имел сначала ряд последователей, а позднее французская философия определялась критикой основных положений Кондильяк Велико влияние Кондильяка и на современный английский эмпиризм. Философских сочинений Кондильяк написал немного: "Essai sur l'Origine des Connaissances humaines" (1746 г.); "Trait é des Systèmes" (1749); "Traité des Sensations" (1754) и "Trait é des animaux " (1755). Незадолго до его смерти появилась его логика, а его "La langue des Calculs" издана после его смерти. Слава Кондильяк основана, главным образом, на его "Trait é des Sensations", ибо в первых двух сочинениях мало оригинального, они находятся почти целиком под влиянием Локка. С точки зрения Локка критикует он философские системы Мальбранша, Спинозы и Лейбница. Чтение сочинений Беркли, а отчасти и влияние энциклопедистов заставило Кондильяк внести существенные изменения в теорию познания Локка. "Trait é des Sensation s" имеет несомненное психологическое значение; в психологии Кондильяк является новатором, и учение о возникновении пространственной схемы, представляющее в современной психологии одну из наиболее разработанных глав, должно в Кондильяк признать своего родоначальника.

Локк, по мнению Кондильяк, ошибается, допуская двоякий источник познания — чувства (sensations) и рефлексию; рефлексия не представляет ничего самостоятельного, а есть переработанное ощущение; из ощущений слагается и память; множественность ощущений сама собой вызывает суждение. Кондильяк, таким образом, не только описывает различные душевные явления, но дает и историю развития души. При изображении этой истории он исходит из чисто априористического построения — статуи живой, но не одухотворенной, которую он постепенно одаряет различными способностями ощущений и из них извлекает различные группы понятий. Кондильяк полагает, что он придерживается эмпирического метода, между тем он поступает точно также как философы-рационалисты в XVIII веке, т. е. строит факты. Ощущения Кондильяк делит на две группы: с одной стороны — обоняние, зрение, слух и вкус, с другой — осязание. Анализ осязания и значение, которое он придал этой категории ощущений, есть несомненная заслуга Кондильяк перед психологией. В познании внешнего мира осязанию принадлежит руководящая роль. Подобно тому, как все познание о внешнем мире Кондильяк выводит из ощущений, состояния чисто субъективные он также выводит из того же источника. Нельзя отказать в некоторой грандиозности простоте этого построения душевной жизни, но нет никакого сомнения, что оно должно считаться окончательно осужденным. В самых элементарных процессах души заметно сознательное мышление, без которого невозможно никакое ощущение; в ощущении, таким образом, можно найти то, что Локк называл рефлексией, но объяснить ее из ощущения никоим образом нельзя.

Французы причисляют Кондильяк к числу классических писателей; чтение трех книг его "Trait é des Sensations" входит у них в состав элементарного философского преподавания. Кажущаяся ясность основной мысли Кондильяк может, действительно, служить побуждением к развитию самостоятельного мышления.

Ср. L é on Dewaule, "Condillac et la psychologie anglaise contemporaine" (П., 1892).

Э. P.

Смотрии так же...