Ощущение

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
О ОА ОБ ОВ ОГ ОД ОЕ ОЖ ОЗ ОИ ОЙ ОК ОЛ ОМ ОН ОО ОП ОР ОС ОТ ОУ ОФ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ ОЭ ОЯ
ОЩУ

Ощущение (физиология и психофизика) — в широком смысле представляет особое психическое состояние или внутреннее бытие, вызываемое возбуждением определенных частей нашего нервного вещества разнообразными внешними и внутренними раздражителями. С этой точки к области Ощущение относятся не только первые чувственные реакции нашего сознания на раздражения наших специальных органов чувств (глаза, уха, кожи, языка, носа) различного рода внешними раздражителями, но и те состояния нашего духа, источники которых лежат во внутренних физико-химических раздражителях нашего тела. К первой категории относятся специальные Ощущение наших пяти органов чувств, т. е. Ощущение зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые и обонятельные; ко второй же — мышечные Ощущение, Ощущение голода, жажды, сытости, здоровья, недомогания и т. д. и вообще самочувствия человека, т. е. так называемые общие чувства. Первая категория Ощущение, происходящая по преимуществу на почве внешних раздражений, отличается своей наклонностью к объективированию, т. е. к отнесению Ощущение к предметам и свойствам внешнего окружающего нас миpa, тогда как вторая категория отличается своей резкой субъективируемостью, т. е. связывается с тем или иным состоянием собственного тела. Итак специальные Ощущение наших органов чувств характеризуются резкой объективируемостью, а Ощущение общего чувства — своей субъективируемостью. Почему? Нативисты (см. Нативизм) утверждают, что с Ощущение из сферы органов чувств уже от природы неизбежно связана проекция Ощущение к внешнему миру, а противники их, эмпирики, полагают, что сперва все Ощущение рассматриваются нами как изменения сознания и тогда все они бывают субъективными и только затем, путем опыта, мы знакомимся с отношениями их к внешнему миру. Большая часть физиологов придерживается последнего мнения, более доступного экспериментальной проверке. Факты из истории развития пространственных представлений, в особенности касательно оценки расстояний предметов и т. д., всего более говорят в пользу того, что объективирование Ощущение достигается путем продолжительного опыта и притом тем легче, чем Ощущение более поддаются контролю и проверке со стороны различных органов чувств и чем более они изменяются при разнообразнейших произвольных движениях человека. Двигательные иннервации, сопровождающие различные перемены в Ощущение, играют, по-видимому, важную роль в психическом акте объективирования Ощущение Вот почему зрительные Ощущение, доставляемые столь подвижным органом, как глаз, отличаются высокой объективируемостью, тогда как Ощущение голода, жажды или боли, мало изменяемые от произвольных движений вообще, плохо локализируются и отличаются высокой субъективностью. Всякое Ощущение представляет психологическое явление, несомненно элементарного характера, из которого происходят все другие продукты сознания. Мы не станем разбирать здесь отношения Ощущение к образующимся из них представлениям, понятиям и т. д. и всей чисто психологической стороны дела и ограничимся здесь только одной физиологической и психофизической стороной вопроса. Из определения Ощущение ясно следует, что общей причиной их служат чувственные раздражения, данные всевозможными внешними и внутренними раздражителями, действующими на всевозможные окончания чувствительных нервов тела. Прежде думали, и в это верят еще многие, что Ощущение, отражая в себе свойства действующих на чувствующие поверхности тела реальных предметов и явлений, представляются так сказать зеркалом или копией их и, следовательно, наши органы чувств суть своеобразные фильтры, через которые свойства предметов достигают до сознания. И. Мюллеру первому привелось разрушить это заблуждение, на основании исследований о субъективных чувственных явлениях Пуркинье, а также и своих; он первый начал доказывать, что светлое, темное, цветное, соленое, теплое, холодное и т. д, присуще вовсе не внешним предметам, а самому веществу нерва и мозга, воспринимающих впечатления и потому Ощущение не есть проведенное до сознания качество или состояние внешнего тела, а лишь достигающая до сознания реакция наших нервов и центров на внешнее раздражение. С этой точки зрения Ощущение являются чисто субъективными, условными знаками или сигналами, соответствующими определенным внешним или внутренним раздражениям и не имеющими с ними по существу своему ничего общего, кроме одного только соответствия. И. Мюллер признавал далее, что каждый нерв специального органа чувства реагирует на любые раздражения, вызывая в сознании всегда одно и тоже присущее ему специфическое Ощущение; так раздражение зрительного нерва, чем бы оно не вызывалось, механическим, электрическим, химическим, термическим путем и т. д. всегда вызывает Ощущение света, раздражение слухового нерва при тех же условиях — Ощущение звука и т. д.; в этом и заключается его учение о специфической энергии органов чувств, составляющее неоспоримый вывод из данных опыта. И. Мюллер приписывал эту специфичность энергии исключительно нервам органов чувств, т. е. зрительному, слуховому, обонятельному и т. д., представляя себе, что каждый из них, начиная oт концевых органов и вплоть до центров, состоит из специфически различного чувственного вещества, которое какой бы формой раздражения не возбуждалось, вызывает всегда присущее ему специфическое Ощущение С тех пор, однако, как было доказано, что все нервы суть только проводники центростремительных или центробежных возбуждений, специфичность реакции органов чувств стали искать только в особенностях нервных центров головного мозга, с которыми связаны нервы органов чувств. Так, допускается в сфере головного мозга такая группа зрительных нервных центров, которая реагирует на все возбуждения, доносимые до них возникновением в них световых Ощущение; другая группа слуховых центров, где все формы возбуждения вызывают звуковые Ощущение и т. д. Поэтому, если, перерезав слуховой и зрительный нервы, можно было бы заставить срастить центральный конец одного нерва с периферическим концом другого, то оперированный ощущал бы концерт в виде хаоса красок, а картину — как хаос различных тонов и шумов (Дондерс).

Закон о специфической энергии органов чувств, имевший немало противников, начинает все более укрепляться и распространяться все на больший и больший круг Ощущение, относившихся ранее к области общих чувств, как то: температурные, осязательные Ощущение и т. д. И тут, по-видимому, существуют как специальные периферические аппараты, так и центральные механизмы, определяющие своей специфической энергией возникновение специальных осязательных и термических Ощущение Так, существуют точки на коже, которые как бы не раздражались — механически, электрически или термически, а вызывают всегда Ощущение тепла; другие Ощущение холода и т. д. Эти факты как нельзя более наглядно доказывают всю условность возникающих Ощущение и ошибочность мнения, признающего тождество между Ощущение и вызвавшим его раздражением. Итак анатомическим механизмом или субстратом Ощущение служат, строго говоря, специфически определенные нервные центры Ощущение, расположенные в определенных извилинах серой коры мозговых полушарий и для возникновения Ощущение требуется неизбежно возбуждение этих сенсорных центров. Это возбуждение в громадном большинстве случаев исходит из чувствующей периферии тела, т. е. органов чувств и других чувствующих нервных окончаний или из других сенсорных нервных центров путем иррадиации, давая "совместные" Ощущение или, наконец, возникает прямо центрально в самом мозгу в силу каких-нибудь патологических изменений мозгового кровообращения, центральных воспалительных процессов, служащих непосредственными раздражителями нервных центров Ощущение Первый способ возбуждения центров Ощущение с чувствующей периферии теми или другими раздражителями считается вполне нормальным и ведет к возникновению разнообразнейших как специальных Ощущение, так и Ощущение из области общих чувств; тогда как последний способ ведет лишь к галлюцинациям и сновидениям. Наиболее типичным механизмом возникновения Ощущение служит сфера наших органов чувств. Во всех них нервная сенсорная клетка Ощущение приводится в возбуждение специальными раздражителями (световыми колебаниями эфира, звуковыми волнами и т. д.), воспринимаемыми специальными же периферическими концевыми аппаратами нервов чувств, как то: сетчаткой глаза, Кортиевым органом внутреннего уха и т. д.; благодаря последним такие раздражители, как свет и звук, не действующие прямо на нервный ствол, воспринимаются глазом и ухом и переводятся в нервное возбуждение соответствующих нервов чувств, т. е. зрительного и слухового нервов, возбуждение же это, донесясь по этим нервам до соответствующих центров Ощущение, вызывает в них световые и слуховые Ощущение Из всех звеньев этого механизма возникновения Ощущение только один момент крайне трудно поддается изучению и человеческому пониманию — это процесс перехода материального движения нервного возбуждения в самое элементарное психическое явление Ощущение Явления эти столь различного порядка и так мало соизмеримы между собой, что Дю-Буа-Реймон выразил мнение, что мостик связывающий их, останется для ума человеческого навеки закрытой тайной. Что же касается до остальных звеньев механизма Ощущение, то физиология и психофизиология внесли уже немало ценных фактов, бросающих свет на эту область явлений. Во-первых, было выяснено, что раздражители, которыми возбуждаются нервы Ощущение, бывают двоякого рода: одни из них адекватные или специфические, как напр. свет, звук, пахучие, вкусовые вещества и т. д., действуют только на концевые аппараты органов чувств: сетчатку, Кортиев орган уха, обонятельные клетки, вкусовые сосочки и т. д. и вовсе не возбуждают самих нервных волокон на их протяжении; другие же общие нервные раздражители — механические, химические, электрические, термические — являются общими раздражителями нервного вещества, след. возбуждают и нервные стволы, и мозг; но благодаря приспособлению периферических концевых аппаратов различных органов чувств к восприятию различных специфических раздражений, как то: глаза к свету, уха к звуку, носа к пахучим веществам и т. д., выходит так, что нервы известных Ощущение, как то: зрительный нерв, слуховой, обонятельный, вкусовой и т. д. —вступают в связь только с известными внешними материальными движениями (света, звука и т. д.), и так как каждый нерв Ощущение при возбуждении дает только известное специфическое Ощущение (либо света, либо звука и т. д.), то и выходит, что адекватным внешним раздражениям соответствуют всегда специфические Ощущение света, звука, запаха и т. д., хотя во всех нервах Ощущение процесс возбуждения представляется вероятно одинаковым. Физиология, в связи с микроскопической анатомией, тончайшим образом изучает строение концевых аппаратов органов чувств, предназначенных к восприятию адекватных раздражителей, способ, которым последние приводят эти аппараты в деятельность и переход этого возбуждения с этих аппаратов на нервы органов чувств (об этих подробностях см. Зрение, Слух, Осязание, Обоняние, Вкус). Что касается нервного возбуждения, распространяющегося по специальным нервам органов чувств, т. е. зрительному, слуховому, обонятельному, вкусовому нервам и чувствующим нервам кожи, проводящим к мозгу осязательные, термические раздражения, то оно по природе своей везде одинаково и представляет форму волнообразного молекулярного движения частиц нервного вещества, распространяющегося со скоростью 30—40 метров в сек. и сопровождающегося электродвигательными явлениями, обнаруживаемыми чувствительными гальванометрами (см. Нервы, Нервное возбуждение). Такое движение нервного возбуждения, достигая до специфических центров Ощущение головного мозга, вовлекает и их вещество в движение, вызывает в них физико-химические перемены, сопровождающиеся возникновением специфических Ощущение Непосредственные гальванометрические опыты над головным мозгом собак, обезьян и др. доказали, что сенсорные площади полушарий головного мозга, заключающие нервные центры различных специальных Ощущение, при возбуждении соответствующих органов чувств изменяют свое электрическое состояние в том смысле, что каждая возбужденная площадь принимает отрицательное электрическое напряжение сравнительно с покоящейся площадью, имеющей положительное напряжение. Так что деятельный, в смысле игры Ощущение, мозг должен обнаруживать целую сеть гальванических токов, пронизывающих его в самых разнообразных направлениях; вполне же покоящийся во время напр. глубокого сна мозг, напротив того, должен быть свободен от подобного рода токов. Термоэлектрические измерения над мозгом ясно доказали, что акт возникновения Ощущение зрительных и др. сопровождаются согреванием мозга (Шифф). Все это ясно доказывает, что в основе возникновения Ощущение лежат физико-химические перемены их анатомического субстрата. Электрическими изменениями мозга, уловимыми тонкими гальванометрами, пытались воспользоваться с целью определения локализации центров специальных Ощущение в серой коре мозговых полушарий. Те точки мозга, которые при раздражении определенного органа чувства (глаза, уха и т. д.) обнаруживали отрицательное электрическое напряжение, и признавались местом локализации в мозгу центров соответствующих Ощущение Но локализация, основанная на этом методе (Цыбульский, Бэк, Горслей и др.) не дала вполне точных указаний и последние добыты другим способом — исключения центров из сферы мозга путем операции. Из серой коры полушарий мозга вырезывались маленькие площади мозгового вещества и затем исследовалось, которого из высших чувств лишалось животное — зрения ли, слуха, осязания и т. д., и какой стороны или участка тела. Тщательные наблюдение такого рода показали, что зрительная сфера локализируется в затылочной доле больших полушарий, слуховая сфера — в задней части первой и второй височно-клиновидных извилин и вообще в височной доле полушарий; локализация обонятельной и вкусовой сфер еще плохо установлена; осязательная сфера по одним находится в сфере гипокамповой извилины, а по другим распространена по всей поверхности мозговых полушарий. Чем ниже по своей организации стоят животные, тем слабее выражена у них локализация различных площадей Ощущение Дальнейшее изучение отношения раздражителей к органам Ощущение показало, что раздражение должно иметь известную величину, для того, чтобы вызвать Ощущение Фехнер назвал "порогом раздражения" ту силу последнего, при которой получается минимальное заметное Ощущение Раздражения, лежащие ниже этого порога, т. е. субминимальные раздражения, протекая вне нашего сознания, называются незаметными; лежащие на уровне порога, т. е. минимальные раздражения, уловимые нашим сознанием называются заметными, а все раздражения, переступающие порог раздражения, уже являются чрезмерными. Конечно, в этой области наблюдается известное нарастание Ощущение с ростом раздражения; но Вундт указал, что с известной границы повышение раздражения уже не вызывает более заметного повышения Ощущение и предел этот назван им "высотой раздражения". Конечно, высота "порога раздражения" колеблется в зависимости от степени чувствительности органов Ощущение, от совершенствования их путем упражнения и т. д.; в общем можно сказать, что как "порог раздражения" Фехнера, так и "высота раздражения" (Вундта) тем ниже, чем чувствительнее и совершеннее органы Ощущение

Интенсивность всякого Ощущение колеблется, конечно, соответственно силе раздражения, но эти отношения Ощущение к раздражению оказываются далеко не простыми. Вебер формулировал эти отношения так: если какое-либо раздражение постепенно усиливается, то наименьшее усиление Ощущение, которое мы можем заметить, остается одним и тем же до тех пор, пока отношение, существующее между усилением раздражения и всей величиной раздражения, остается одним и тем же; так, наименьшая разница в яркости света, которую мы можем еще различать при помощи зрения, оказывается постоянной дробной величиной, приблизительно 1/100 всего употребленного света. Фехнер, рассматривающий Ощущение за суммированный эффект целого ряда минимальных усилений Ощущение, соответствующих усилениям раздражения, превратил Веберовский закон, служивший лишь выражением отношения между усилением возбуждения и усилением Ощущение, в формулу, гласящую, что Ощущение растет пропорцюнально логарифму раздражения. Математически Веберовский закон можно выразить след. образом: Δ S = Kx/x), где Δ S представляет наименьшее заметное усиление Ощущение, обусловленное Δ x, т. е. соответствующим усилением раздражения х, а К представляет постоянную величину. Если мы имеем дело с бесконечно малыми усилениями раздражения, то путем интегрирования получаем уравнение S = Klogx + c. Если х будет уменьшаться, то мы дойдем до величины предельной интенсивности, при которой всякое Ощущение прекращается; назвав эту величину х', получим:

S = (Klogx') + c

c = —(Klogx')

S = Klogx — Klogx'

S = Klog (x/x')

Это последнее уравнение представляет наиболее полную формулу Фехнера. Таким образом в то время как раздражение нарастает в геометрической прогрессии — Ощущение растет лишь в арифметнческой. Впрочем, весь этот Вебер-Фехнеровский закон оказывается неприменимым, когда раздражение оказывается или очень слабым, или очень сильным, да притом против верности самой формулы Фехнера приводятся и другие серьезные возражения (Тротер). Еще одна важная особенность Ощущение это то, что оно длится дольше вызывающего его раздражения, последнее оставляет в органах Ощущение как бы след. Последний может длиться различное время, начиная от 1/100 сек. и доходя до 1 и более сек., смотря по качеству, силе раздражения и тем или другим органом Ощущение (подробности см. в ст. Зрение, Слух, Осязание, Обоняние и Вкус). На почве этих следов возникают сновидения. Возбуждение органов Ощущение и вообще чувствующих нервов может не ограничиваться соответствующими им группами нервных клеток, а переходит с одних клеток на другие, т. е. может иррадиировать; это ведет к образованию так наз. совместных Ощущение Так, звук может вызывать одновременно зрительные Ощущение, музыкальные тоны могут у некоторых вызывать цветовые Ощущение; то же, хотя и реже, наблюдалось в области вкусовых, обонятельных и кожных Ощущение, вызывавших совместные цветовые Ощущение, но известны и случаи обратного воздействия зрительных и слуховых Ощущение на Ощущение давления и температуры. Но вообще явления эти относятся к исключительным. Что же касается до качества, силы и чувственного оттенка Ощущение, то в общем можно сказать следующее: качество Ощущение зависит прежде всего от природы того органа чувства, результатом деятельности которого оно является, согласно с законом специфической энергии органов чувств. Глаз — дает свет, ухо — звук, нос — запах и т. д. Качества Ощущение след. прежде всего определяются различными видами так наз. наших пяти чувств. Затем в области каждого чувства могут быть даны условия для различения каких-нибудь основных качеств: так, в зрительных органах допускается существование специальных окончаний для восприятия трех основных цветов: красного, зеленого и фиолетового; во вкусовом органе для восприятия 4 основных вкусов: кислого, соленого, сладкого и горького и т. д.; наконец, все остальные бесчисленные качественные оттенки Ощущение являются продуктами смешения в различных пропорциях этих основных по качеству Ощущение (подробности см. в соответствующих органах чувств). Нет сомнения, что и сила раздражения определяет в известной степени качество Ощущение, доводя их в максимальных степенях раздражения до невыносимого чувства боли. Сила или интенсивность Ощущение зависит прежде всего от степени раздражения и возрастает до известного предела с ростом раздражения, далее которого Ощущение остается неизменным, несмотря на дальнейшее усиление раздражения. Предел этот, в отношении раздражения, называют "высотой раздражения". При неизменной силе раздражения интенсивность Ощущение зависит от величины раздражаемой чувствующей поверхности: чем она больше, тем сильнее Ощущение Наконец, сила Ощущение ближайшим образом зависит от степени раздражительности или возбудимости всех звеньев, входящих в состав чувствующих органов тела и в особенности их периферических и центральных аппаратов; чем выше эта раздражительность, тем при той же силе раздражения сильнее ощущение. Что касается чувственного тона Ощущение, т. е. той стороны их, которой они затрагивают сферу наших чувствований с приятным или неприятным оттенком, то он, в сущности говоря, должен был бы сопровождать в той или другой степени все наши Ощущение; оно конечно так и есть на самом деле, но несомненно что Ощущение, доставляемые нам внешними органами чувств, для составления представлений о внешних предметах, сравнительно слабо осложняются чувственным тоном, отступающим на задний план перед более сложными представлениями, к которым ведут эти Ощущение, тогда как Ощущение, источник которых лежит в состоянии самого тела, в общем чувстве, характеризуются резким чувственным тоном, из которого складывается общее самочувствие человека. Во всяком случае, сила и качества Ощущение являются первичными факторами, от которых трудно отвлечься, тогда как чувственный тон Ощущение совершенно теряется, если рассматривать последнее без отношения к сознанию, в котором оно возникает и следовательно чувственный тон является фактором вторичным. Ощущение крайне склонны к ассоциациям, а через это к образованию представлений; но тут мы у порога психологии. Ощущение в гнозеологическом смысле — см. Познание.

И. Тарханов.

Смотрии так же...