Качество (qualitas) — одна из важнейших категорий, выражающих собою условие мыслимости предмета. Из двух определений предмета, Качество и количества, только первое характеризует предмет и делает его тем, что он есть в действительности, т. е. только Качество принадлежит предмету самому по себе, между тем как количество принадлежит или приписывается ему только по сравнению с другими однородными предметами: если бы человек мог иметь только одно восприятие в течение жизни, то оно могло бы иметь известное положительное содержание, но не имело бы само по себе степени напряженности. Качество, как определение предмета, противополагают предмету, как носителю Качество; противоположность эта обозначается терминами "субстанция" и "атрибут", причем первая мыслится как неизменная, единая, бескачественная вечная основа различных между собой и характеризующих эту основу атрибутов. В самих атрибутах различают две степени: Качество необходимые и существенные, характеризующие субстанцию, и свойства, случайно предмету принадлежащие и изменчивые. Это обычное понимание отношения предмета к его Качество, освященное рационалистической философией (напр. Спинозою), нуждается в значительных поправках. О предметах мы узнаем из восприятий, которые ничего не говорят нам о неизменном носителе Качество Субстанция есть, таким образом, понятие, присоединяемое нашим мышлением к Качество, с которыми мы знакомимся благодаря нашим ощущениям. Но с тех пор как наука показала, что в ощущении нам вовсе не дано Качество самого предмета, а лишь ответ нашего сознания на внешнее, неизвестное нам воздействие, стало необходимым различение Качество двух родов: объективных, принадлежащих самому предмету, и субъективных, принадлежащих субъекту и только приписываемых предмету. Локк пытался провести границу между субъективными Качество и объективными; к последним он относил число, форму, движение и покой, величину и положение. Это деление, однако, не выдерживает критики, ибо Локк отнес к первичным такие Качество, которые, в сущности, определяют не самый предмет, а его пространственные и временные отношения. Сказать, что в предмете пространство и время — самые существенные Качество, значит сказать, что в нем именно то существенно, что ему не принадлежит, и наоборот. Пространство и время во всяком случае не суть реальности в том смысле, в каком мы реальность приписываем качествам, доступным нашему восприятию; пространство и время суть формы или условия возможности восприятия Качество Таким образом, анализ качеств приводит к признанию субъективности всего содержания наших восприятий. С другой стороны, и самое понятие субстанции как носителя Качество нисколько не обогащает нашего познания о предмете и представляет собой чистую фикцию, возникновение которой объясняется кажущеюся невозможностью мыслить качества как самостоятельные элементы мира. Единственная действительность для человека — это состояния его сознания, в числе которых находятся и восприятия внешнего мира; поэтому субъективные, так называемые вторичные, качества мы имеем право считать частью доступной нам действительности. Таким образом, первичные и вторичные качества в истории человеческой мысли обменялись значением.
Э. Радлов.