Комиции

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
К КЫ КА КВ КГ КЕ КЁ КИ КЛ КМ КН КО КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОЛ
КОН
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЕ
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЯ

Комиции (Comitia) — y римлян народные собрания, в которые народ созывался магистратом по определенным политическим делениям и в полном своем составе, для того, чтобы выслушать известное предложение и высказать свое суждение о нем. От Комиции отличались contiones, которые мог созвать всякий магистрат, без обязательных для первых формальностей; в последних народ не делился на определенные политические отделы и голосования не происходило. Было три вида Комиции:

1) Comitia curiata, куриатные Комиции Их возникновение и главная деятельность относится к царскому периоду. Они созывались по куриям (см.), первоначально царем или interrех'ом, а потом консулом, претором или диктатором. По мнению большинства исследователей, они были исключительно патрицианские. Местом собрания служил форум и часть его, носившая название comitium, в исключительных случаях, например во время нашествия галлов, собирались на Капитолии. В день собрания приносились жертвы и совершались моления, после чего председательствующий вносил предложение и приглашал к подаче голосов. По числу курий, и число голосов равнялось 30-ти. Ответ состоял из простого да или нет; обсуждения не было. В куриатных Комиции происходили выборы царя и высших магистратов, причем народ, т. е. патриции, принимал или отвергал предложенного кандидата, но сам не мог выставить своего; в них же давалось царю и высшее полномочие, imperium, через lex curiata de imperio. Им принадлежали также права окончательного приговора в уголовных процессах, заключения мира и объявления войны и — черты чисто патрицианского характера — аррогация и кооптация. С развитием центуриатного устройства, некоторые из этих прав были ими утрачены; за ними удержалось во все время их существования право подтверждать выбор высших магистратов (консулов, преторов и впоследствии проконсулов и пропреторов), скоро, впрочем, превратившееся в пустую формальность, так как при республике церемония подтверждения ограничивалась представительством 30 ликторов (lictores cu r iatii) с 3 авгурами. Древнейшему времени были свойственны и собрания для некоторых дел сакрального характера, comitia calata, не требовавшие голосования и не составлявшие, собственно говоря, особого вида Комиции Они происходили при посвящении (inauguratio) царя, а после изгнания царей — так называемых rex sacrificulus и фламинов; при торжественном отречении, от прежних святынь, для усыновления и перехода в другой род (так называемое detestatio sacrorum); при утверждении завещаний и ежемесячно для объявления календаря.

2) Comitia centuriata, центуриатные Комиции, возникли единовременно с делением народа на центурии и классы (см.). Право созывать их было только у магистратов, имевших imperium, следовательно, у консулов, преторов и временно замещавших их диктаторов, децемвиров; с их дозволения и низшие магистраты могли созывать народ centuriatim. О собрании объявляли за 3 базарных дня или за 30 дней ранее, а собираться могли только в определенные dies comitiales. Чаще всего собирались на Марсовом поле, никогда в черте города. Во время Комиции на Яникуле выкидывалось красное знамя. Прежде всего, созывавший магистрат совершал на месте комиции ауспиции (см.). Если они были благоприятны, то следовало официальное созывание собрания, и центурии приглашались к голосованию. Подавали голос: 1) 18 центурий всадников, 2) 80 центурий пехотинцев первого класса, 3) 22 центурии второго класса, 4) 20 центурий третьего класса, 5) 22 центурии четвертого класса, 6) 30 центурий пятого и 7) centuria capite censorum. При согласии первых двух групп, большинство получалось уже после их голосования, и решение вопросов в центуриатных Комиции переходило, таким образом, в руки незначительного числа зажиточных граждан. В середине III в. до Рождества Христова центуриатные Комиции подверглись реформе в демократическом духе. Центурии были приведены в более близкую связь с трибами, т. е. обращены в известную часть трибы, которая с этих пор стала распадаться на 10 центурий, по 2 для каждого из пяти классов пехоты. Так как число триб, достигшее в момент реформы 35, потом уже не изменялось, то общее число центурий пехоты было 350, по 70 для каждого класса, а все число центурий, вместе с 18 всадническими и добавочными, возвысилось до 373 голосов. Теперь для абсолютного большинства требовалось 187 голосов; чтобы оно получилось, надо было продолжать голосование, по меньшей мере, до третьего класса пехоты, так как всадники, вместе с двумя первыми классами, давали всего 158 голосов. Когда оканчивалось голосование, председатель торжественно объявлял результат его, народ распускался и красное знамя снималось. Собраниям этим, в которых участвовали и патриции, и плебеи, принадлежали: 1) право выбора консулов, преторов, цензоров, ограниченное упомянутым выше lex curiata de imperio и фактическим влиянием сената и знати, а также широкими правами председателя, часто отказывавшегося объявить результаты голосования и тем уничтожавшего выборы; 2) высшая судебная власть в уголовных процессах (perduellio и parricidium), ограниченная тем, что народ являлся только высшей апелляционной инстанцией, разбирая жалобы в особом провокационном процессе; 3) законодательная власть при изменениях государственного устройства, при утверждении власти за цензорами и при решении о наступательной войне. Законодательная деятельность центуриатных Комиции скоро обратилась в пустую формальность, так как центр тяжести законодательства лежал не в них, а в трибутных Комиции и concilia plebis. Центуриатные Комиции потеряли большую часть прежнего значения уже после Гракхов; при императорах выборы в Комиции постепенно исчезают, а к концу IV в. император назначал магистратов и издавал законы без сената и народных собраний.

3) Comitia tributa и concilia plebis. — В трибутных Комиции голосование происходило по трибам. Comitia tributa — собрание всего народа, в отличие от concilia plebis, где были только одни плебеи. Эти Комиции развились из concilia plebis и имеют с ними много общего, почему у древних авторов нередко смешиваются. Плебеи получили право собираться, для обсуждения касавшихся их вопросов, после первого удаления на Священную гору, когда новым трибунам было предоставлено право созывать плебс и предлагать ему вопросы. До 449 г., до leges Valeriae Horatiae, были только отдельные плебейские собрания (concilia plebis), a после издания названных законов стали существовать рядом с ними и comitia tributa — собрания всего народа, разделенного по трибам, руководимые консулом или претором и созываемые для выборов, постановления решений о законах и приговоров в уголовных процессах. Трибуны могли созывать concilia plebis, когда хотели, и обыкновенно в базарный день; после 287 г. (lex Hortensia), когда плебисциты были сравнены с общеобязательными законами, concilia plebis стали производиться, подобно Комиции центуриатным, в dies comitiales, в которые всегда созывались консулами и преторами и comitia tributa. Обыкновенным местом собраний был форум, а законодательных — Капитолий и Марсово поле. С конца II в. до Рождества Христова, когда открытая подача голосов была, в видах свободы вотирующих, заменена закрытой, подача голосов по центуриям и трибам происходила следующим образом. На площади — месте собрания — протягивались канаты или делались изгороди таким способом, что к стороне противоположной входу в образуемое ими пространство эти канаты или изгороди сходились и примыкали к узкому помосту, по которому граждане могли выходить лишь по одному. Члены центурии или трибы, впущенные в огороженное пространство и проверенные своим старшиной, выходили из него по одному через узкий помост (pons); огороженное пространство называлось "saepta", т. е. "огороженное", или "ovile", "овчарня". В начале моста проходившие получали дощечки (tesserae или tabellae), a в конце его находилась плетеная корзина (cista), куда дощечки опускались на глазах у специальных контролеров (custodes). Когда дело шло об избрании должностных лиц, на дощечках писались инициалы кандидатов; в судебных же или законодательных случаях баллотирующий получал две дощечки; в первом случае одну с надписью U (absolvo — оправдываю), другую — C (condemno — обвиняю), во втором — одну с надписью U. R. (uti rogas — как просишь), другую с надписью A (antiqu o — стою за старое). Трибутным Комиции принадлежали права: 1) избирательные, под председательством патрицианского магистрата, и притом для избрания magistratus minores (курульных эдилов, квесторов и др.) и magistratus extraordinarii; 2) судебные, в процессах с денежным наказанием, под председательством курульных эдилов; 3) законодательные, для законов, вносимых первоначально только патрицианскими магистратами (консулами, преторами). Concilia plebis позднейшего времени были компетентны: 1) для выборов чисто-плебейских магистратов, т. е. трибунов и народных эдилов; 2) для судебных решений в процессах с денежным наказанием, под председательством трибунов в более важных, а именно в политических процессах, и народных эдилов — в менее важных; 3) для таких законов, которые вносились трибунами и, в противоположность законам, вносимым патрицианскими магистратами в центуриатных и трибутных Комиции — leges, назывались plebiscita. По lex Hortensia (287 г.) эти plebiscita были, как сказано выше, сравнены с общеобязательными законами.

Из прав, принадлежавших трибутным Комиции, первыми пали права судебные, как и в центуриатных Комиции, еще до императорского времени, будучи ограничены введением quaestiones perpetuae; Август перенес их вполне на суд присяжных. Дольше держались избирательные Комиции, хотя со времени Тиберия, перенесшего выборы в сенат, деятельность их ограничивалась только формальным утверждением сенатских выборов. Долее всего мнимый суверенитет народа держался в законодательных Комиции Уже в последние времена республики явился обычай уполномочивать магистратов особым народным постановлением к таким распоряжениям, которые прежде делал сам народ. Во времена Августа обычай этот принял большие размеры, и дело кончается тем, что различные власти, с включением и законодательной компетенции, давались императору, при его восшествии на престол, особым законом (lex regia de imperio) раз и навсегда. Перемена произошла и в теории, когда, с усилением монархической власти, императоры стали получать власть не от Комиции, но по senatus consultum, что, впрочем, было лишь пустой формальностью.

Ср. Виллемс, "Римское государственное право" (Киев, 1888); Бубнов, "Римское вече накануне падения республики" (Киев, 1892); Целлер, "Римские государственные и правовые древности" (М., 1893).

А. Комиции В.

Смотрии так же...