Центурии

Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии (118447 статей и 6000 рисунков).

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z
Ц ЦА ЦВ ЦЕ ЦЗ ЦИ ЦК ЦМ ЦН ЦО ЦР ЦТ ЦУ ЦХ ЦЫ ЦЭ ЦЮ ЦЯ
ЦЕА
ЦЕБ
ЦЕВ
ЦЕГ
ЦЕД
ЦЕЗ
ЦЕЙ
ЦЕК
ЦЕЛ
ЦЕМ
ЦЕН
ЦЕО
ЦЕП
ЦЕР
ЦЕС
ЦЕТ
ЦЕУ
ЦЕФ
ЦЕХ
ЦЕЦ
ЦЕШ
ЦЕЭ
ЦЕЯ

Центурии (в древнем Риме) — Деление на Центурии теснейшим образом связано во всем римском предании с делением на классы (см.) и носит, как и последнее, частью политический, частью военный характер. Вся реформа приурочивается к предпоследнему царю Рима, Сервию Туллию, которого, весьма возможно, предание и изобрело специально как царя — αίτιον — реформы. Как бы то ни было, все более достоверное предание о первых временах римской республики знает, как действующие политические и военные деления, почти исключительно класс и центурию; рядом с ними курии фигурируют только как антиквированный институт. В военном отношении центурия, как подразделение класса (призыв), есть призывная единица, первоначально ставившая одну Центурии, т. е. сотню пехотинцев или всадников. Очень рано, однако, Центурии стала функционировать исключительно как призывное деление, не связанное определенным числом выставляемых солдат. Одновременно с этим военным значением, Центурии имеет характер деления политического; она является голосовой единицей важнейшей всенародной формы народного собрания — центуриатных комиций (так назыв. comitiatus maximus). Вопрос о том, было ли политическое значение Центурии исконным или наслоившимся на их призывное значение, спорен и при имеющихся данных неразрешим. Общее количество Центурии, и как призывных, и как голосовых единиц, было 193, причем по классам оно распределялось следующим образом: на 1-й класс приходилось 40 Центурии iuniorum (до 46 лет) и 40 Центурии seniorum (от 46 до 60), на 2-й, 3-й и 4-й — по 10 старших и младших, на 5-й — по 15 тех и других; кроме того, к 1-му классу приписаны были две Центурии fabrum (плотников и кузнецов), к 5-му — 2 Центурии музыкантов и 1 Центурии accensi velati. Вне классов стояли 18 Центурии всадников. Сверх того, по Ливию, была еще одна Центурии свободных от воинской службы (или пролетариев, как их называет Цицерон); но более чем вероятно, что эта Центурии есть фикция, объединявшая, в представлении Ливия и Цицерона, стоявшее вне Центурии население. Такой же фикцией является, вероятно, и упоминаемая Фестом Центурии n i quis scivit, т. е. Центурии тех, кто по какой-либо причине не голосовал в своей Центурии Подробности распределения Центурии по классам спорны. Во главе каждой центурии как корпоративной единицы стоял центурион, позднее — curator centuriae. О центуриатных собраниях см. Комиции. В высшей степени сбивчивы и трудно согласуются, при всей своей бессодержательности, сведения, которые мы имеем о так назыв. реформе Центурии Прежде всего, неизвестно, к какому времени относится эта реформа. Так как суть реформы состоит в согласовании деления на трибы с делением на Центурии, то очевидно, реформа состоялась после 241 г. до Рождества Христова, когда число триб сделалось постоянным; с другой стороны, с 218 г. до Рождества Христова Ливий знает только новый центуриатный строй. Можно, кажется, приурочить реформу к Г. Фламинию (220 г.), известному поборнику колонизационной политики, предшественнику Гракхов по наиболее распространенной версии предания. О форме Центурии известно только то, что для согласования Центурии и триб последние были разделены каждая на отделы seniorum и iuniorum. Рядом с этим, однако, деление на классы оставалось в силе, и при голосовании Центурии вызывались по порядку классов. Первыми голосовали не Центурии всадников, как раньше, а вызывалась по жребию одна из Центурии — может быть, одна из Центурии первого класса, так наз. centuria praerogativa, определяемая только именем трибы (напр., Veturia seniorum). Дополнить эти данные путем гипотез и набросать полный остов всей реформы сделалось издавна предметом усилий ряда ученых. При этом исходили из двух возможностей: одни представляли себе каждую трибу заключающей по одной Центурии всех классов seniorum и iuniorum, т. е. количество Центурии возросшим до 350, а с прибавкой Центурии всадников (35, 70, 18) и Центурии пролетариев — 386, 421 или 368 (369). Другие отрицают деление на классы и считают, что всех Центурии отныне было столько же, сколько полутриб, т. е. 70, а с прибавкой 18 Центурии всадников 88. По первому пути первым пошел Pantagathus, по второму — Нибур. Наибольшее количество сторонников имеет теория Пантагата, но к вполне убедительным результатам не пришел никто. Всем попыткам одинаково свойственно усилие найти объяснение тому, что Дионисий называет реформу демократической. И действительно, демократизация проявилась в появлении на месте Центурии всадников указываемой жребием centuria praerogativa. Дальше этого, однако, в характеристик реформы идти трудно, не теряя почвы под ногами. В императорское время Центурии продолжали существовать рядом с трибами как корпоративные, бесправные в политическом отношении единицы; по образцу их имелись деления и в ряде коллегий. О Центурии как войсковом делении, см. Центурион. Ср. Soltau, "Enstehung und Zusammensetzung der altr ö mischen Volksversammlungen" (Б., 1888); Mommsen, "R ö m. Staatsrecht" (III, 253 сл.); "Die r ö mischen Tribus" (Альтона, 1844); Pantagathus, в комментарии Дракенборха к Ливию; Niebuhr. "R ömische Geschichte"; Klebs, "Zeitschr. der Savigny Stiftung fü r Rechtsg." (1892, 181 сл.); Soltau, "Jahrb. f ü r Philol." (1895, 410 сл.); Kubier, у Pauly-Wissowa, "Realencyclop ä edie" (III, 1952 сл.).

Центурией называли также известную земельную меру — соединение ста heredia, каждый в два югера, т. е. 200 югеров. Значительную роль играла Центурии как мера земли при колонизации, но постоянство ее размера с течением времени утратилось.

М. Р.

Смотрии так же...